История » СССР после ХХ съезда КПСС » Духовная жизнь

Духовная жизнь

Обозначившееся в обществе после смерти Сталина и исчезновения страха перед репрессиями противоборство политических и идеологических сил в условиях того времени заметнее всего отразилось в художественной культуре, а также в изменении образа жизни, мышления, жизненных ценностей части общества: "Семилетка" преобразована в обязательную восьмилетнюю политехническую школу; Среднее образование - школа рабочей (сельской) молодёжи без отрыва от производства; Средняя 3-х годичная трудовая общеобразовательная школа с производственным обучением техникум.

В советской живописи конца 50-х — начала 60-х гг. утвердился "суровый стиль". Название, придуманное критиками, относилось, прежде всего, к работам художников из молодёжной секции Московского отделения Союза художников (МОСХ), обратившихся к традициям отечественной живописи 20-х гг. Это было обусловлено социально-политическими причинами: после разоблачения культа личности И. В. Сталина провозглашался возврат к идеалам революционной эпохи, не искажённым сталинским правлением. Источником вдохновения для мастеров "сурового стиля" стала жизнь простых людей, которую они передавали в возвышенно-поэтическом духе. Художники воспевали судьбы современников, их энергию и волю, "героику трудовых будней". В "Наших буднях" (1960г.) Павла Фёдоровича Никонова (1930 — 1998) и "Плотогонах" (1961г.) Николая Ивановича Андронова (родился в 1929г.) изображения обобщены и лаконичны. Основой выразительности служат большие плоскости цвета и линейные контуры фигур. Картина становится похожей на плакат или гравюру. Некоторые мастера в противоположность навязываемой соцреализмом тематической картине обратились к "низким" в академической иерархии жанрам — портрету, пейзажу, натюрморту. Их камерные, интимные произведения не представляли собой оппозиции социалистическому реализму: создававшие их художники просто занимались живописью. В 60-х гг. начался новый важный этап в истории отечественной культуры. В кругах творческой интеллигенции — литераторов, художников, кинематографистов (позднее их назвали "шестидесятниками") — формировалась всё более мощная оппозиция официальному искусству, идеологическому диктату со стороны государства. Ярче всего феномен "шестидесятничества" проявился в "неформальной" деятельности: "самиздате", авторской песне, полуофициальных выставках и т. п.

Во второй половине 50-х гг. всё более осознавалась потребность в ясном и весомом скульптурном образе, где идея выражалась бы непосредственно через форму. Таков московский памятник В. В. Маяковскому (1958 г.) работы Александра Павловича Кибальникова (1912 — 1987). Появились оригинальные мемориалы, в которых ведущую роль хранящему историческую память ландшафту (Зелёный пояс Славы под Ленинградом) или архитектурной композиции (монумент в честь освоения космоса в Москве, 1964 г., авторы А. П. Файдыш-Крандиевский, М. О. Барщ, А. Н. Колчин). Атмосфера политической "оттепели" 1956 — 1964 гг. способствовала появлению в советской культуре разных, в том числе и далёких от социалистического реализма направлений. Наряду с обращением к абстрактным формам, восходящим к авангарду, в скульптуре сохранялись традиции монументализма.

Тотемизм
Тотемизм считается одной из форм первобытной религии. Можно дать следующее определение понятия тотемизм - это некогда почти универсальная и ещё ныне весьма распространённая религиозно-социальная система, в основании которой лежит своеобр ...

Зодчество и скульптура.
В VII-VI вв. греческие зодчие впервые после длительного перерыва начали возводить из камня, известняка или мрамора монументальные здания храмов. В VI в. выработался единый общегреческий тип храма в форме прямоугольной, вытянутой в длину п ...

Начало второй мировой войны
Захват Гитлером Чехословакии, а Италией Албании вынудили Рузвельта обратиться к Гитлеру и Муссолини с личным посланием с просьбой дать заверения, что в течении 10 лет они не нападут ни на одну из 31 перечисленных в послании стран. Но было ...