Духовная жизнь
Обозначившееся в обществе после смерти Сталина и исчезновения страха перед репрессиями противоборство политических и идеологических сил в условиях того времени заметнее всего отразилось в художественной культуре, а также в изменении образа жизни, мышления, жизненных ценностей части общества: "Семилетка" преобразована в обязательную восьмилетнюю политехническую школу; Среднее образование - школа рабочей (сельской) молодёжи без отрыва от производства; Средняя 3-х годичная трудовая общеобразовательная школа с производственным обучением техникум.
В советской живописи конца 50-х — начала 60-х гг. утвердился "суровый стиль". Название, придуманное критиками, относилось, прежде всего, к работам художников из молодёжной секции Московского отделения Союза художников (МОСХ), обратившихся к традициям отечественной живописи 20-х гг. Это было обусловлено социально-политическими причинами: после разоблачения культа личности И. В. Сталина провозглашался возврат к идеалам революционной эпохи, не искажённым сталинским правлением. Источником вдохновения для мастеров "сурового стиля" стала жизнь простых людей, которую они передавали в возвышенно-поэтическом духе. Художники воспевали судьбы современников, их энергию и волю, "героику трудовых будней". В "Наших буднях" (1960г.) Павла Фёдоровича Никонова (1930 — 1998) и "Плотогонах" (1961г.) Николая Ивановича Андронова (родился в 1929г.) изображения обобщены и лаконичны. Основой выразительности служат большие плоскости цвета и линейные контуры фигур. Картина становится похожей на плакат или гравюру. Некоторые мастера в противоположность навязываемой соцреализмом тематической картине обратились к "низким" в академической иерархии жанрам — портрету, пейзажу, натюрморту. Их камерные, интимные произведения не представляли собой оппозиции социалистическому реализму: создававшие их художники просто занимались живописью. В 60-х гг. начался новый важный этап в истории отечественной культуры. В кругах творческой интеллигенции — литераторов, художников, кинематографистов (позднее их назвали "шестидесятниками") — формировалась всё более мощная оппозиция официальному искусству, идеологическому диктату со стороны государства. Ярче всего феномен "шестидесятничества" проявился в "неформальной" деятельности: "самиздате", авторской песне, полуофициальных выставках и т. п.
Во второй половине 50-х гг. всё более осознавалась потребность в ясном и весомом скульптурном образе, где идея выражалась бы непосредственно через форму. Таков московский памятник В. В. Маяковскому (1958 г.) работы Александра Павловича Кибальникова (1912 — 1987). Появились оригинальные мемориалы, в которых ведущую роль хранящему историческую память ландшафту (Зелёный пояс Славы под Ленинградом) или архитектурной композиции (монумент в честь освоения космоса в Москве, 1964 г., авторы А. П. Файдыш-Крандиевский, М. О. Барщ, А. Н. Колчин). Атмосфера политической "оттепели" 1956 — 1964 гг. способствовала появлению в советской культуре разных, в том числе и далёких от социалистического реализма направлений. Наряду с обращением к абстрактным формам, восходящим к авангарду, в скульптуре сохранялись традиции монументализма.
Цели и идеология
Целями Белого движения на его этапе после захвата власти в России большевиками были: освобождение России от большевистской диктатуры, единство и территориальная целостность России, созыв нового Учредительного собрания для определения госу ...
Культура архаического периода[1]
(VIII-VI вв.). Письменность.
Одним из наиболее важных факторов греческой культуры VIII-VI вв. по праву считается новая система письменности. Алфавитное письмо, отчасти заимствованное у финикийцев, было удобнее древнего слогового письма микенской эпохи: оно состояло в ...
Войны древней Персии с государствами. Военные действия
с Грецией
На первых шагах военной истории греки действовали своими главными силами в составе фаланги. В военном отношении фаланга — прежде всего тактическое целое, тактический монолит, в котором нет воли отдельных людей, а есть одна коллективная во ...