История » Древняя майя » Общество    

Общество    
Страница 1

По словам В.И. Гуляева «зловещие семена распада и гибели зрели внутри самого майяского общества»[9]. Так ли это? Ответ на этот вопрос лежит в рассмотрении структуры майяского общества, его культуры, науки и религии.

В целом общество майя носило классовый характер и сохранило пережитки родовых отношений. Общественный строй майя можно отнести к первобытнообщинному с зачатком феодализма, т.е. с рабством. «У майя… существовала характерная форма государственного правления типа восточной деспотии. Ее особенностями были важная роль общины во всех сферах жизни и идеология обоготворения царя. Последняя служила мощным орудием порабощения родовых общинников и подчинения их правящей элите аристократов и жрецов».[10] Таким образом Рус подчеркивает классово антагонистический характер майяского общества, выделяя в нем четыре основные группы: знать, торговцев, родовых общинников и рабов. Особенности социально-политической структуры он пытается объяснить на основе «азиатского способа производства», использовав для этой цели некоторые работы Маркса. На основе этого он делает вывод о том, что«в целом социальный строй майя имеет много общего с древневосточным обществом на ранних этапах его развития (Шумер, Индия, Египет и др.)»[11]

Однако для регулирования и управления столь неоднородным обществом необходима некоего рода властвующая сила. Этой силой в древнемайяском обществе была государственная организация, состоящая из ряда подорганизационных систем: политической, жреческой, судебной и военной. Именно рычагами указанных структур урегулировались все важные проблемы и неурядицы майяского общества. Из классовой неоднороднородности общества, как правило, вытекает проблема богатства и бедности общества, т.е. неравноправие масс. А поскольку у майя власть находилась в руках меньшинства, а большинство находилось в состоянии постоянного давления сверху, то это нередко доходило до восстаний и мятежей последних, впрочем, подавляемых все той же силой первых. Для поддержания внутреннего порядка, в частности, в майяском обществе существовала военная организация. Конечно же, регулирование внутренних отношений было промежуточной функцией армии. Основной функцией была охрана и защита границ территории майя. Майя вели войны с иноземцами за свою свободу и земли. Однако «война никогда не играла в истории майя такой важной роли, как, например, у египтян и греков»[12].

Таким образом, резюмируя вышесказанное, можно сказать, что у древних майя существовала государственная организация, соединившая в себе гражданскую, религиозную, судебную и военную власть. Эта организация функционировала через бюрократический аппарат и просуществовала довольно успешно, что, в конечном счете, отрицательно отразилось в последствии.

Как упоминалось выше, власть находилась, в частности, и в руках жречества. Это означает, что религия играла столь важную роль в жизни майя, что подняло жречество на столь высокий уровень. Главным феноменом майя является то, что религия достигла у них большего развития, чем экономика. Религия майя, как и религия любого другого народа, отражает не только окружающую его природную среду, но и ту социальную сферу, в которой зародился и развился этот народ. Классовый характер общества предопределил наличие многобожия в религии майя. Боги делились на божеств элиты и божеств простого народа. Майя, как правило, глубоко верили в своих богов, а именно в то, что от них зависит урожайность, дожди, движение солнца и луны (т.е. смена дня и ночи), успех торговых сделок и многое другое, играющее немаловажную роль в их жизни. Это позволяло, в свою очередь, жречеству, как единственному связующему с богами классу, при помощи религии регулировать не только все стороны социальной жизни общества, но и личную жизнь каждого его индивида. Религия постепенно проникала во все сферы жизни общества, а ее хранители, жрецы, сосредоточили в своих руках всю полноту власти.

«в целом социальный строй майя имеет много общего с древневосточным обществом на ранних этапах его развития (Шумер, Индия, Египет и др.)»[13]

Однако для регулирования и управления столь неоднородным обществом необходима некоего рода властвующая сила. Этой силой в древнемайяском обществе была государственная организация, состоящая из ряда подорганизационных систем: политической, жреческой, судебной и военной. Именно рычагами указанных структур урегулировались все важные проблемы и неурядицы майяского общества. Из классовой неоднороднородности общества, как правило, вытекает проблема богатства и бедности общества, т.е. неравноправие масс. А поскольку у майя власть находилась в руках меньшинства, а большинство находилось в состоянии постоянного давления сверху, то это нередко доходило до восстаний и мятежей последних, впрочем, подавляемых все той же силой первых. Для поддержания внутреннего порядка, в частности, в майяском обществе существовала военная организация. Конечно же, регулирование внутренних отношений было промежуточной функцией армии. Основной функцией была охрана и защита границ территории майя. Майя вели войны с иноземцами за свою свободу и земли. Однако «война никогда не играла в истории майя такой важной С другой стороны власть жрецов подкреплялась научными знаниями, достигшими у майя наивысшего уровня. Этот народ успешно справлялся с такими тесно связанными между собой науками, как астрономия, математика, письменность, география и медицина. Во многом необходимость в знаниях такого рода обуславливалась основным родом занятий майя – земледелием. Так созданная календарная система майя обладала невероятной точностью и возможностью считать на тысячи и миллионы лет вперед. Именно благодаря календарю земледелие майя достигло столь успешных результатов. Говоря о заслугах в астрономии, можно сделать вывод, что майя проводили постоянные наблюдения, сделанные несколькими поколениями, причем все работы осуществлялись постепенно с чрезвычайной тщательностью и с высокой степенью самоотдачи и строгости. В целом у майя «аппарат астрономических сведений… слишком необычен для того, чтобы им обладали… какие-то индейцы…»[14]

Страницы: 1 2

Иосифляне и нестяжатели
Идейная борьба конца XV - начала XVI века выразилась не только в ересях, она также затронула и официальную православную церковь, которая была вынуждена реагировать на указанные выше явления. Часть духовенства стала на путь ужесточения поз ...

Реформаторская деятельность Петра I и становление российского абсолютизма
С начала ХVIII в. Петр I взял резко курс на «европеизацию» России. На формирование его взглядов большое влияние оказали иностранные предприниматели, возглавлявшие Московскую «Немецкую слободу», швейцарец Лефорт и англичанин Гордон - приве ...

Накануне…
Расплата началась 10 мая 1940 года - гитлеровская Германия открыла наступление на Западе. За полтора месяца повержена Франция, Англия оказалась в одиночестве перед победоносной Германией и вступившей в войну Италией. Радио разносило из Бер ...