История » Густинская летопись » Густинская летопись о культуре, религии и восприятии природных явлений.

Густинская летопись о культуре, религии и восприятии природных явлений.

Благодаря Густинской летописи до нас дошли сообщения о культуре, верованиях и толковании природных явлений славянами того времени.

Вероятно, Велес и податель богатства (через скот, основное богатство кочевых племен - «бог скотов» («О идолах Владимировых»), а позднее и просто бог достатка, который зарабатывается трудом на протяжении всей жизни.

Есть все основания полагать, что именно Велес следит за исполнением законов и договоров, он отец и рассудитель истины, подобный Гермесу . Потому «Вторый идол Волосъ, бог скотiй, бяше у них (язычников) во великой чести».

́Купа́ла, Купа́ло - летний бог по "Густинской летописи: «Пятый идол Купало, якоже мню, бяше богъ обилiя, якоже у Еллинъ Цересъ, ему же безумныи за обилiе благодаренie принишаху въ то время, егда имяше настати жатва». В поучении «О идолах Владимировых» - «бог плодов земных». Этот бог получил необычное распространение у восточных словян. В ночь на Ивану Купалу идет соединение огня и воды (с обязательным появлением животворящего пара и кипятка) и творятся чудеса: «Сему Купалу еще и доныне по некоторым странам безумные память совершают, начиная июня 23 дня, под вечер Рождества Иоанна Предтечи, даже до жатвы и далее…», - сообщает Густинская летопись. - «Съ вечера собираются простая чадъ, обоего полу, и соплетаютъ себе венцы изъ ядомого зелiя, или коренiя, и перепоясовшеся былiемъ возгнетаютъ огнь, инде же поставляютъ зеленую ветвъ, и емшеся за руце около обращаются окрестъ оного огня, поюще своя песни, пречлетающе Купаломъ; потомъ презъ оный огнъ прескакуютъ, оному бесу жертву сеье приносяще.»

Лад (Ладо, Лядо, Ладон) - бог войны, бог веселья, бог брака, бог пекельный. Ладо или Лядо - «Густинская летопись»,

О появлении кометы Галлея в 1145 г. имеется краткое замечание в Ипатьевской летописи, а о появлении в 1222г.- целый ряд записей. Так, Густинская летопись под 6730 г. отмечает страшную звезду, светящую 18 дней, простиравшую лучи (хвост кометы) к востоку - "иже знаменова новую пагубу христианом, яже по двою лету сотворися нашествие новых враг, си есть безбожных татар, их же в стране нашей не знаху". Здесь имеется в виду известная несчастная для русских битва на Калке летом 1223 г. В других летописях описание кометы значится позже битвы, например, в Лаврентьевской, что дало повод некоторым историкам видеть здесь две кометы; но сравнение наших описаний с западноевропейскими, китайскими и арабскими описаниями показывает, что речь идет об одном и том же появлении кометы Галлея осенью 1222 г., действительно, предшествовавшем битве на Калке, что и могло повести к пониманию ее появления как предзнаменования. Знали о том и летописцы, продолжатели летописных сводов. Густинская летопись замечает по этому поводу: "И в то время бысть затмене солнца, а се знамение не на добро бываеть. Игор же единаче поиде, не ради о том."

Густинская летопись указывает, что среди роскошных лесов, где река Рось стремительно течет меж скалистыми берегами, раскинулся город Богуслав, до которого от Киева 125 километров. Он был основан в 1032 году. Это Ярослав Мудрый, усиливая южные рубежи Киевского государства, построил ряд укреплений по реке Рось, в том числе и в Богуславе. А само название крепости происходит, видимо, от речки Богуславки - притока Роси. Крепость была соединена с городищами и селами так называемым «Змиевым валом» - еще сегодня его остатки видны у сел Москаленки, Лютари и Синица.

Густинская летопись - ценнейший памятник украинского летописания начала XVII в., первое обобщающее произведение по истории Украины, соединяющее светскую и агиографическую историю Руси , формирующее представление об особом «руськом» (украинском) народе, издан в лучших традициях историографии .

Походы Тимура в Моголистан и Уйгурию.
Как только Тимур укрепил свою власть правителя Трансоксианы, он был вынужден пойти войной против бывшего Восточно – чагатайского ханства (регионы Или и Юлдуза). Против Камар ад-Дина Тимур предпринял ряд походов с целью защитить окончател ...

Первый период войны (1817 – 1830). Система Ермолова
Традиционно историю Кавказской войны начинают с 1817 года, хотя имеются и другие мнения, которые отсылают начало Кавказской войны к началу XIX в. и даже ко второй половине XVIII. Как кажется, здесь играет роль того, что мы понимаем под на ...

Ноябрьское наступление противника на Москву
Советский народ знал, что противник остановлен, но не разбит, что он готовит силы для нового, еще более грозного удара по столице нашей Родины, что нужны новые усилия для того, чтобы отразить этот удар. К решительному отпору врагу готовил ...