История » Густинская летопись » Густинская летопись о культуре, религии и восприятии природных явлений.

Густинская летопись о культуре, религии и восприятии природных явлений.

Благодаря Густинской летописи до нас дошли сообщения о культуре, верованиях и толковании природных явлений славянами того времени.

Вероятно, Велес и податель богатства (через скот, основное богатство кочевых племен - «бог скотов» («О идолах Владимировых»), а позднее и просто бог достатка, который зарабатывается трудом на протяжении всей жизни.

Есть все основания полагать, что именно Велес следит за исполнением законов и договоров, он отец и рассудитель истины, подобный Гермесу . Потому «Вторый идол Волосъ, бог скотiй, бяше у них (язычников) во великой чести».

́Купа́ла, Купа́ло - летний бог по "Густинской летописи: «Пятый идол Купало, якоже мню, бяше богъ обилiя, якоже у Еллинъ Цересъ, ему же безумныи за обилiе благодаренie принишаху въ то время, егда имяше настати жатва». В поучении «О идолах Владимировых» - «бог плодов земных». Этот бог получил необычное распространение у восточных словян. В ночь на Ивану Купалу идет соединение огня и воды (с обязательным появлением животворящего пара и кипятка) и творятся чудеса: «Сему Купалу еще и доныне по некоторым странам безумные память совершают, начиная июня 23 дня, под вечер Рождества Иоанна Предтечи, даже до жатвы и далее…», - сообщает Густинская летопись. - «Съ вечера собираются простая чадъ, обоего полу, и соплетаютъ себе венцы изъ ядомого зелiя, или коренiя, и перепоясовшеся былiемъ возгнетаютъ огнь, инде же поставляютъ зеленую ветвъ, и емшеся за руце около обращаются окрестъ оного огня, поюще своя песни, пречлетающе Купаломъ; потомъ презъ оный огнъ прескакуютъ, оному бесу жертву сеье приносяще.»

Лад (Ладо, Лядо, Ладон) - бог войны, бог веселья, бог брака, бог пекельный. Ладо или Лядо - «Густинская летопись»,

О появлении кометы Галлея в 1145 г. имеется краткое замечание в Ипатьевской летописи, а о появлении в 1222г.- целый ряд записей. Так, Густинская летопись под 6730 г. отмечает страшную звезду, светящую 18 дней, простиравшую лучи (хвост кометы) к востоку - "иже знаменова новую пагубу христианом, яже по двою лету сотворися нашествие новых враг, си есть безбожных татар, их же в стране нашей не знаху". Здесь имеется в виду известная несчастная для русских битва на Калке летом 1223 г. В других летописях описание кометы значится позже битвы, например, в Лаврентьевской, что дало повод некоторым историкам видеть здесь две кометы; но сравнение наших описаний с западноевропейскими, китайскими и арабскими описаниями показывает, что речь идет об одном и том же появлении кометы Галлея осенью 1222 г., действительно, предшествовавшем битве на Калке, что и могло повести к пониманию ее появления как предзнаменования. Знали о том и летописцы, продолжатели летописных сводов. Густинская летопись замечает по этому поводу: "И в то время бысть затмене солнца, а се знамение не на добро бываеть. Игор же единаче поиде, не ради о том."

Густинская летопись указывает, что среди роскошных лесов, где река Рось стремительно течет меж скалистыми берегами, раскинулся город Богуслав, до которого от Киева 125 километров. Он был основан в 1032 году. Это Ярослав Мудрый, усиливая южные рубежи Киевского государства, построил ряд укреплений по реке Рось, в том числе и в Богуславе. А само название крепости происходит, видимо, от речки Богуславки - притока Роси. Крепость была соединена с городищами и селами так называемым «Змиевым валом» - еще сегодня его остатки видны у сел Москаленки, Лютари и Синица.

Густинская летопись - ценнейший памятник украинского летописания начала XVII в., первое обобщающее произведение по истории Украины, соединяющее светскую и агиографическую историю Руси , формирующее представление об особом «руськом» (украинском) народе, издан в лучших традициях историографии .