История » Герб России » От Василия III до окончания Смутного времени

От Василия III до окончания Смутного времени
Страница 1

Во времена царствования Василия III Иоанновича (1505-1533) российский герб потерпел существенные изменения. Двуглавый орел стал изображается уже с раскрытыми клювами, из которых высовываются язычки. Об этом, например, свидетельствует печать, приложенная в 1523 году к записи государя и великого князя Василия Иоанновича при отбытии его с войском в Казань. Вкратце, если подойти с чисто художественной точки, то можно сказать, что орел начинает злиться. В то же время, рассмотрев Россию того времени, заметим, что она укрепляет свои позиции, становится новым центром православия. Этот факт нашел свое воплощение в уже упомянутой ранее теории монаха Филофея «Москва – III Рим», известную из послания монаха Василию III.

Еще больше герб изменился во времена царствования Ивана Грозного. Ивану IV исполняется 16 лет, и он коронуется на царство и сразу же Орел претерпевает весьма существенное изменение, как бы олицетворяя собой всю эпоху царствования Ивана Грозного (1548-1574, 1576-1584), отражая в себе те политические изменения, которые произошли в стране в период этого времени. В царствование Иоанна IV Васильевича (1533-1584) Русь одержала решающие победы над Казанским и Астраханским царствами, присоединила Сибирь. Рост могущества русского государства отразился и на его гербе. Двуглавый орел на государственной печати увенчан одной короной с восьмиконечным православным крестом над ней. На лицевой стороне печати на груди орла изображен щит вырезанной, или «германской», формы с единорогом – личным знаком царя. Дело в том, что все символы, используемые в личной символике Иоанна IV взяты из Псалтыря, что свидетельствует об укоренении христианства на Руси. На оборотной стороне печати на груди орла – щит с изображением святого Георгия, побивающим змея. Впоследствии эта сторона печати сыграет важную роль в формировании российского герба. Изображение московского герба на груди орла становится традиционным. Однако, в соответствии с древнерусской иконописной традицией святой Георгий обращен в правую от зрителя сторону, что противоречит геральдическим правилам.

Интересен тот факт, что при Иване Грозном появляется, а вернее вновь начинает использоваться еще один символ государственной власти - ранее мной упомянутое изображение единорога, которое было позабыто во времена правления Ивана III и Василия III. Чем объясняется этот факт? Иван IV Грозный подчеркивал, что династия Рюриковичей, якобы происходит от римского императора Августа. Интересно, что на монетах последнего имеется изображение Козерога, в виде козлорыбца, - козла с рыбьим хвостом. Единорог появился на Малой печати царя. На второй – главной – ее стороне находился двуглавый орел. Этот факт свидетельствует о возвышении изображения единорога до уровня первостепенной важности – своего рода личного герба Ивана Грозного или даже о попытке замены двуглавого орла на единорога как государственного герба. Но единорог все же не занял ведущего положения. На Большой печати Ивана Грозного (1562 г.) и его приемников с обеих сторон изображался двуглавый орел. А единорог переместился на нагрудный щит орла. В щите орла главной стороны Большой печати располагался всадник, поражающий змия. Эта композиция с двуглавыми орлами дублировалась на золотых монетах, которые выпускали сын Ивана IV Федор Иванович и все его преемники до конца XVII века. Но главная сторона монет была с орлом, на щите которого изображался единорог. Смена русских государственных эмблем сохранялась такой: двуглавый орел, единорог, всадник-змееборец. Последний «победил» единорога. Он и теперь остается гербом Москвы, а единорог как государственный символ ушел в небытие.

В правление царя Федора Ивановича между коронованными головами двуглавого орла появляется знак страстей Христовых – голгофский крест. Крест на государственной печати был символом православия, придающим религиозную окраску гербу государства. Появление голгофского креста в гербе России совпадает со временем утверждения в 1589 году патриаршества и церковной независимости России. В XVII веке православный крест часто изображался на русских знаменах. Знамена иноземных полков, входивших в состав русского войска, имели собственные эмблемы и надписи; однако на них помещался и православных крест, который указывал, что полк, воюющий под этим знаменем, служит православному государю. До середины XVII века широко использовалась печать, на которой двуглавый орел с Георгием Победоносцем на груди коронован двумя коронами, а между голов орла возвышается православный восьмиконечный крест.

Страницы: 1 2

Дома.
27 мая 1994 Солженицын возвращается в Россию. Проехав страну от Дальнего Востока до Москвы, он активно включается в общественную жизнь. По-прежнему не допуская возможности сотрудничества с коммунистами, Солженицын решительно осуждает рефо ...

Социально-экономическое развитие Аргентины в конце XIX – начале ХХ века. Колониальный период Аргентины
В начале XVI в. территория Аргентины была захвачена испанцами, давшими стране название Ла-Плата по названию р. Рио-де-ла-Плата (Rio de la Plata, по-исп. — серебряная река). Они считали, что именно здесь находятся богатейшие запасы серебра ...

Коллегии
Коллегии — центральные органы отраслевого управления в Российской империи, сформированные в петровскую эпоху взамен утратившей своё значение системе приказов. Коллегии существовали вплоть до 1802 года, когда им на смену пришли министерств ...