История » Жанна д'Арк » Как возникла вера в Жанну – деву.

Как возникла вера в Жанну – деву.

Ряд свидетельств, исходящих от людей, которые стали первыми приверженцами Жанны, позволяют проследить как возник этот социально – психологический феномен. Вряд ли нужно подчёркивать, насколько важно понимание природы и генезиса этого явления, которое не только объясняет очень многое в жизни самой истории Жанны, но и освещает некоторые стороны общественного сознания её времени.

Вот многозначительный факт: первым поверил в Жанну человек, который знал её чуть ли не с самого рождения. Речь идёт о Дюране Лассаре. Его собственные объяснения были в данном случае предельно просты. “ Она мне сказала, что хочет отправиться во Францию, к дофину, дабы короновать его. При этом собиралась сказать ему такие слова: Разве не было предсказано, что Франция будет погублена женщиной, а затем возрождена девой?” Этого оказалось достаточно: Лассар пошёл с ней к Бодрикуру.

Ссылка на пророчество о женщине и деве произвела впечатление и на Екатерину Ле Ройе: “ Когда Жанна увидела, что Робер де Бодрикур не хочет проводить её к дофину, то я сама слышала, как она сказала, что должна пойти туда, где находится дофин. При этом она сказала: “Разве вы не слыхали, что Франция будет погублена женщиной и возрождена девой из пределов Лотарингии?” И тут я вспомнила, что слыхала это, и была поражена. Жаннета так сильно желала, чтобы её проводили к дофину, что время томило её, как беременную женщину.

Нужно обратить внимание на то, что оба свидетеля вкладывают в уста Жанны одинаковый оборот: “Разве не было предсказано…?”, “Разве вы не слыхали пророчества…?” Жанна апеллировала к общеизвестному, и именно это придавало её аргументации убедительную силу. Она исходила из того, что пророчество о женщине и деве знал каждый. Оно опиралось на традиционное противопоставление женщины и девы, восходившее в свою очередь к фундаментальной христианской антитезе Ева – Мария (Ева погубила, Мария спасла). Оно представляло собой своеобразное осмысление ситуации, которая сложилась во Франции после Труа. И хотя имя женщины – губительницы не называлось, каждый прекрасно понимал, что речь идёт об Изабелле Баварской. Общая молва возлагала на неё главную вину за постигшие французское королевство бедствия. Появление и широкое распространение этого пророчества уже сами по себе свидетельствовали о том, что последствия договора в Труа воспринимались народным сознанием как гибель Франции. Но неверно изображать, что представление о деве – спасительнице возникло как антипод представления о женщине – губительнице. Можно предположить, что вторая часть пророчества (дева спасёт) появилась раньше, чем первая (женщина погубит).

13 марта 1431 года на одном из тайных допросов у Жанны спросили, почему Бог послал ангела, как она утверждает именно ей, а не кому – либо другому. И она ответила : “ Потому что Богу было угодно действовать через простую деву, дабы отразить недругов короля”. За этими словами стояло одно из фундаментальных представлений средневековья – представление о том, что “простецы” ближе Богу, нежели “мудрые”, и то, что Господь часто избирает их своим орудием. И демонстрирует при этом всемогущество божественной воли и карая людскую гордыню. Под простотой понималось не только низкое общественное положение, но и в первую очередь комплекс нравственных качеств: бесхитростность, а также целомудрие. Такому пониманию полностью соответствовал идеал юной девушки. В годы тяжелейших испытаний народное сознание, воспринимая беды, обрушившиеся на Францию, как божью кару за грехи её правителей, обращалось с надеждой к их антиподам, моделируя образ грядущей девы – спасительницы. В глазах тех, кто верил в божественный характер миссии Жанны, простота была главным качеством её личности. Говоря о ней всё чаще употребляли выражение “простая дева”. Это было своего рода клише. Но даже когда говорили только Дева, без обычного эпитета, в этом имени уже содержалось указание на простоту. Важнейшей объективной предпосылкой возникновения веры в Деву – Жанну было народное сопротивление оккупантам. Нужно подчеркнуть и социальный аспект этого явления. Вера в Деву – Жанну зародилась в демократической среде. Какие бы оговорки относительно неправомочности отождествления “простецов” с “простыми людьми” мы не делали, не подлежит сомнению, что в представлении о спасительнице Франции как “простой деве” отразилась активная роль народных масс в национально-освободительном движении на переломном этапе Столетней войны. Вот что стояло за словами Екатерины Ле Ройе о том, как она была поражена, когда Жанна обратилась к Бодрикуру: “ Разве вы не слыхали пророчества…”. Вот почему Дюран Лассар пошёл за своей свойственницей, когда та сказала: “ Разве не было предсказано…”. Ещё до появления Жанны д’Арк на исторической сцене замысел грандиозной мистерии был в общих чертах ясен, и главная роль ждала свою гениальную исполнительницу.

12 февраля 1429 года, в первое воскресенье великого поста, через Французские ворота Вокулера выехали семь человек: Жанна, Жан из Меца, Бертран де Пуланжи, двое их слуг, королевский гонец Коле де Вьенн и некий лучник по имени Ришар. Начался поход за освобождение Франции.

Бои под Тулой и Калинином
Для более прочного прикрытия Москвы с юга, действующая на Тульском направлении 26-я армия директивой Ставки объединялась с 50-й армией. Последняя должна была не допустить прорыва подвижных частей противника к Туле. 22, 29 и 30-я армии пра ...

Реформы Петра Великого. Военная реформа
Военные реформы занимают особое место среди Петровских преобразований. Они имели наиболее ярко выраженный классовый характер. Сущность военной реформы состояла в ликвидации дворянских ополчений и организации постоянной боеспособной армии ...

Поэзия.
Греческая поэзия послегомеровского времени (VII-VI вв.) отличается чрезвычайным тематическим богатством и многообразием форм и жанров. Из более поздних форм эпоса известны два основных его варианта: эпос героический, представленный так на ...