Начало жизненного путиСтраница 2
Сформулировав в этой работе важнейшие условия рационального хозяйствования на транспорте, Витте заявил о себе как о серьёзном знатоке бурно развивающегося железнодорожного строительства и железнодорожного дела. Основная идея книги была по тому времени необычайно новаторской: автор ратовал за установление железнодорожных тарифов не произвольно, а на основе экономического закона спроса и предложения.
Авторитет С. Ю. Витте как теоретика и практика железнодорожного дела привлек к себе внимание тогдашнего министра финансов И. А. Вышнеградского, который обратился к нему с просьбой представить свои соображения о ликвидации дефицитности казенных железных дорог. Глубоко изучив этот вопрос, Витте заявил, что корень зла - в хаосе, царившем в области тарифов. Он предложил разработать специальный закон, который поставил бы тарифное дело под контроль правительства и создать в министерстве новый департамент для заведования тарифной частью железных дорог и регулирования их финансовых отношений с государством. Предложения были приняты. Встал вопрос о назначении их автора главой нового министерского подразделения.
К тому времени деятельность в рамках Общества Юго-Западных дорог стала казаться Витте ограниченной и перестала удовлетворять его амбициозную, ищущую размаха, масштабности натуру.
В принципе он был готов занять должность директора департамента. Однако переход на государственную службу имел рад сложностей. Во-первых, для занятия поста директора требовался довольно высокий чин, которого у Витте не было.
Во-вторых, как управляющий частной железной дороги он получал около 60 тысяч рублей в год, что было намного выше даже министерского оклада, и, следовательно, переход на государственную службу даже сразу на должность директора департамента был невыгоден в материальном плане.
Решающую роль сыграло вмешательство Александра ІІІ, лично знавшего Витте. Последнему неоднократно приходилось сопровождать императора во время поездок на юг. Накануне железнодорожной катастрофы царского поезда в Борках 17 октября 1888 года он предупреждал о возможности крушения в связи с перегруженностью состава и превышения им скорости. Обошлось без трагических последствий, и царь, несомненно, запомнил управляющего дорогой, предупреждавшего с грубоватой прямотой свитских сопровождающих, что они «сломаю царю голову».
10 марта 1890 года Витте был назначен директором департамента с производством, минуя все ступени чиновной иерархии, сразу в чин действительного статского советника и с доплатой к жалованию из средств кабинета. С этого момента началась его головокружительная карьера.
Менее чем через год новый начальник департамента был введен представителем от министерства финансов в совет министерства путей и сообщения, а 15 февраля 1893 года он уже назначается управляющим МПС. Не прошло и года – и он уже управляющий министерством финансов.
Крепостное право в XVII веке
В XVII веке в экономическом развитии России, с одной стороны, появились такие явления, как товарное производство и рынок, а с другой – продолжали развиваться феодальные отношения, постепенно приспосабливавшиеся к рыночным отношениям. Это ...
Черчилль на посту заместителя министра колоний
Консервативное правительство было парализовано внутренней борьбой по вопросу о внешнеторговой политике. Чемберлен ультимативно потребовал от Бальфура роспуска парламента и проведения новых выборов, с тем, чтобы в ходе их определилось отно ...
Характеристика труда бурлаков
С появлением Санкт-Петербурга и систем водных каналов, слобода стала занимать ключевое место в российской торговле, быстро развивалась. По указу Петра I, регулярное движение судов по первой такой системе - Вышневолоцкой - началось с 1722 ...
