История » Витте - биография » Начало жизненного пути

Начало жизненного пути
Страница 2

Сформулировав в этой работе важнейшие условия рационального хозяйствования на транспорте, Витте заявил о себе как о серьёзном знатоке бурно развивающегося железнодорожного строительства и железнодорожного дела. Основная идея книги была по тому времени необычайно новаторской: автор ратовал за установление железнодорожных тарифов не произвольно, а на основе экономического закона спроса и предложения.

Авторитет С. Ю. Витте как теоретика и практика железнодорожного дела привлек к себе внимание тогдашнего министра финансов И. А. Вышнеградского, который обратился к нему с просьбой представить свои соображения о ликвидации дефицитности казенных железных дорог. Глубоко изучив этот вопрос, Витте заявил, что корень зла - в хаосе, царившем в области тарифов. Он предложил разработать специальный закон, который поставил бы тарифное дело под контроль правительства и создать в министерстве новый департамент для заведования тарифной частью железных дорог и регулирования их финансовых отношений с государством. Предложения были приняты. Встал вопрос о назначении их автора главой нового министерского подразделения.

К тому времени деятельность в рамках Общества Юго-Западных дорог стала казаться Витте ограниченной и перестала удовлетворять его амбициозную, ищущую размаха, масштабности натуру.

В принципе он был готов занять должность директора департамента. Однако переход на государственную службу имел рад сложностей. Во-первых, для занятия поста директора требовался довольно высокий чин, которого у Витте не было.

Во-вторых, как управляющий частной железной дороги он получал около 60 тысяч рублей в год, что было намного выше даже министерского оклада, и, следовательно, переход на государственную службу даже сразу на должность директора департамента был невыгоден в материальном плане.

Решающую роль сыграло вмешательство Александра ІІІ, лично знавшего Витте. Последнему неоднократно приходилось сопровождать императора во время поездок на юг. Накануне железнодорожной катастрофы царского поезда в Борках 17 октября 1888 года он предупреждал о возможности крушения в связи с перегруженностью состава и превышения им скорости. Обошлось без трагических последствий, и царь, несомненно, запомнил управляющего дорогой, предупреждавшего с грубоватой прямотой свитских сопровождающих, что они «сломаю царю голову».

10 марта 1890 года Витте был назначен директором департамента с производством, минуя все ступени чиновной иерархии, сразу в чин действительного статского советника и с доплатой к жалованию из средств кабинета. С этого момента началась его головокружительная карьера.

Менее чем через год новый начальник департамента был введен представителем от министерства финансов в совет министерства путей и сообщения, а 15 февраля 1893 года он уже назначается управляющим МПС. Не прошло и года – и он уже управляющий министерством финансов.

Страницы: 1 2 

Поход на Новгород
От опричнины страдали не только бояре, но и простой люд. Так, в 1569-1570 гг. по приказу Ивана Грозного опричники совершили карательный поход на Новгород, в котором учинили страшный погром, продолжавшийся почти полтора месяца. По пути они ...

Оборона Смоленска 1609-1611 гг.
Двадцатимесячная героическая оборона города во время польско-шведской интервенции в России начала ХVII в. Смоленская крепость являлась важным опорным пунктом на западной границе Русского государства, прикрывающим путь на Москву. Ее гарни ...

Вывод
Ведущими отраслями хозяйства трипольцев были пахотное земледелие и скотоводство. Выращивались пшеница, ячмень, просо, бобовые, лен. Рало с применением тягловой силы крупного рогатого скота резко повысило общую культуру земледелия; возникл ...