Изменения и государственное влияние на общины с X –
XVI вв.Страница 2
XVI век положил начало трансформации общинной организации. Именно с этого времени начались массовые расхищения волостных земель все более и более умножавшимися помещиками. Создание поместной системы привело к гибели общину-волость в центральных уездах России. Община из волостной организации превращалась собственно в сельскую и замыкалась в своей деятельности границами частнофеодальных владений, а жизнь крестьян-общинников регламентировалась "кодексами" помещиков и вотчинников, о чем можно судить по сохранившимся материалам более позднего времени (XVII-XVIII вв.).
В областях, где поместное замлевладение не получило развития, община-волость продолжала существовать, местами вплоть до второй половины XIX в., в ее истории основным мотивом становится борьба с все более усиливавшейся бюрократизацией местного управления. Общины-волости сохранились прежде всего в северной, заволжской части России, в Поморье - от Карелии до Урала. До середины XVI в. местное управление в этом регионе возглавлялось присылавшимися из Москвы кормленщиками, с которыми общины-волости, отстаивая свои прерогативы, вступали в острые противоречия.
Экономика сельских общин укрепилась до такой степени, что выдержала многократный рост государственных поборов в середине XVI века.
В середине XVI века начал своё правление Иван IV (Грозный). Совершенствовались органы власти, поручения превращались в “приказы”. Местное управление находилось в руках наместников, а в более мелких округах – волостей. Те и другие содержались общинниками “кормились” за их счет. За ними укрепилось название “кормленцев” они осуществляли суд на местах. Населению не нравилась такая власть, доходило до открытых выступлений.
Работая на барина, селяне использовали свой инвентарь, лошадь, приходилось трудиться с утра до ночи. Система “кормлений” была отменена на местах, было указано выбрать губных старост и городовых приказчиков из числа дворян.
Иван IV в 1549 г. созвал первый в истории России Земской собор. Кроме бояр, дворян, духовенства на совет были выборные от посадов и черносотенных крестьян. В 1550г. был составлен новый Судебник, подтвердивший существование Юрьева дня для крестьян. Уход от господина был обставлен уплатой “пожилого” помещику за потерю им рабочих рук. Дворянство получило право суда.
В 1565г. Иван Грозный учредил опричнину – выделил значительную часть государства в особое личное владение. Оставшаяся территория была названа земщиной. Её обложили тяжкими налогами на содержание опричнины.
По указу царя сформировалось опричное войско. Опричники вели себя на родной земле как разнузданная орда. Казни, ссылки стали нормой.
Успешное развитие России в I-ой половине XVI века сменилось в года правления Ивана грозного хозяйственным упадком.
Опричный террор
Опричнина сопровождалась страшным террором. Террор был тем ужаснее, что был совершенно непредсказуем. В среднем на одного убитого боярина приходилось 3-4 рядовых землевладельца, а на одного землевладельца – 10 простолюдинов. В 1570 г. дош ...
Влияние традиции на общественно-политические взгляды и политику
Джавахарлала Неру
В подразделе изучается влияние цивилизационного подхода на внешнюю политику Неру и его социокультурных взглядов на внутреннюю политику правительства.
Неру отдавал преимущество стратегии неприсоединения, потому что, по его мнению, в динам ...
Прорыв.
В 1959 за три недели написан рассказ "Щ-854 (Один день одного зэка)", который в 1961 через товарища по Марфинской шарашке литературоведа Л. З. Копелева передан в журнал "Новый мир", где, благодаря усилиям А. С. Берзер, ...