История » Русская сельская община X – начала XX века » Крепостное право

Крепостное право
Страница 2

Многие сёла превращаются в центры неземледельного производства. Распространяется производство хлеба на продажу. Но положение сельских общин и их жителей было все же очень тяжёлым. Крепостное право принижало крестьян до положения рабов. Правительственные указы предоставляли помещику право ссылать крестьян в Сибирь, отправлять на каторжные работы. Помещики торговали “живым” товаром. Истязания некоторых помещиков и их приказчиков были безмерны. Например, помещица Салтыкова замучила насмерть 139 человек. В 1762г. отдана под суд. В 1768 году приговорена к пожизненному заключению в тюрьму при монастыре, где и умерла.

Произвол крепостников достиг крайних пределов.

Некоторые помещики покупали за границей сельскохозяйственные машины, но эти новшества, основанные на подневольном труде, приносили мало пользы.

Государственные крестьяне платили подати, терпели поборы и произвол властей, но в сравнении с помещиками свободно распоряжались своим трудом. Сибирские крестьяне, не знавшие крепостничества, имевшие много земли и леса, жили зажиточнее, чище. Сибиряки строили просторные избы, иногда в два этажа, хорошо одевались, пили чай, в те времена доступный не всем. Во времена царствования Петра I на долю народа выпали гигантские трудовые усилия. На все преобразования требовались деньги. Вводились новые поборы с населения. В начале XVIII века существовали должности “прибыльщиков”, которые придумывали с чего бы ещё взять налог или пошлину. Была проведена налоговая реформа. Всё мужское население страны было переписано, а потом проведена проверка правильности переписки – ревизия. После этого сумма, необходимая для содержания войск, была разделена на число душ мужского пола, так возникла подушная подать вместо прежнего подворного обложения. Она была тяжелей повинностей и не освобождала от повинностей барину. Дворяне же освобождались от налогов. Они укрепили свои позиции в качестве земельных собственников и душевладельцев. Указ 1714 года ликвидировал разницу между поместьем и вотчиной. Все владения превратились в наследственную собственность.

Нововведения Петра I в быту (брить бороды, носить одежду европейского типа и т.д.) почти не затрагивали крестьян, не нарушая вековых традиций миллионов людей. Но эти нововведения усиливали разрыв между высшими и низшими слоями общества. Пётр I заботился о хороших манерах дворян, но и не забывал учить “как смирять и унижать” своих “рабов”.

В XVIII веке продолжалось распространение христианства. Иногда крестили волости без всякой подготовки населения.

Тяжёлая доля крепостного крестьянства заставляла их надеяться на “доброго царя”. Вследствие этого крестьяне поверили самозванцу Емельяну Пугачёву и активно шли под его знамёна с топорами, вилами, косами. Восстание охватило сотни селений, пылали помещичьи усадьбы. Но восстание было подавлено, Е. Пугачёв казнён. Крестьянская война потерпела поражение.

В начале XIX века в России господствовал сословный слой, самым многочисленным сословием было крестьянство. В общинах развивались кустарные промыслы наряду с земледелием, огородничеством и животноводством. Рост промышленности в городах порождал отток населения из сёл. Общины начали уменьшаться. Подготовка отмены крепостного права начинается с 1857 года, создаются комитеты, разрабатывающие проекты. Крестьяне же были полностью отстранены от дела, касающегося их интересов. 19 февраля 1861 года было подписано “Положение о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости” и Манифест, возвещавший отмену крепостного права. Ввелись сельские и волостные органы правления. Но крестьянская реформа была проведена, прежде всего, в интересах помещиков, так как в отрезки земли, принадлежавшие крестьянам, попали худшие земли, и им приходилось по прежнему платить оброк и барщину помещику за работу на хороших землях.

Страницы: 1 2 

Путешествие в царство мертвых
История этого правления началась в августе 1279 года до нашей эры. Расписные корабли, выйдя из гавани стольного Мемфиса, заскользили вверх по Нилу. Берег усеян мужчинами, женщинами и детьми, земледельцами, воинами и жрецами. Они погружены ...

Религия и философия.
В эпоху Великой колонизации традиционная греческая религия не отвечала духовным запросам современников еще и потому, что в ней трудно было найти ответ на вопрос о том, что ждет человека в его будущей жизни и существует ли она вообще. На с ...

Тотемизм
Тотемизм считается одной из форм первобытной религии. Можно дать следующее определение понятия тотемизм - это некогда почти универсальная и ещё ныне весьма распространённая религиозно-социальная система, в основании которой лежит своеобр ...