Реформа местного управления.
Реформа местного управления проводилась с целью укрепления власти дворянства путём создания на местах бюрократических учреждений с наделением их широкими полномочиями. Старое дробное деление страны на уезды, подчинённые непосредственно приказам, находившимся в столице, не удовлетворяло новых потребностей страны. Указом от 18 декабря 1708 года вводится новое административно- территориальное деление, по которому необходимо « для всенародной пользы учинить» 8 губерний: Московскую, Инчерманландскую, Киевскую, Казанскую, Архангельскую, Азовскую, Смоленскую, Сибирскую.9 Впоследствии число губерний было доведено до десяти.(Приложение Б). Прежние уезды были распределены по губерниям, и воеводы, стоявшие во главе уезда, подчинялись губернаторам. Затем уезды были ликвидированы и вместо них губернии делились на «доли». Территория каждой доли должна была включать немногим больше 5500 крестьянских дворов. «Долей» управлял чиновник, названный ландратом и подчинённый губернатору. Губернатор обладал широкими военными, финансовыми и полицейскими полномочиями. При губернаторе существовала губернская канцелярия. Но положение осложнялось тем, что губернатор подчинялся не только императору и Сенату, но и всем коллегиям, распоряжения и указы которых, зачастую, противоречили друг другу.
Вторая областная реформа (1719год) основной единицей административного управления сделала провинцию, более мелкую, чем губерния. Число провинций равнялось 50. Каждая из провинций, в свою очередь, делилась на «дистрикты». В дистрикте было от 1500 до 2000 дворов крестьянского населения.
Провинции и дистрикты явились новым, более правильным делением страны. Губернии, однако, не вполне утратили своё значение, в прежнем губернском городе продолжал оставаться губернатор; он управлял непосредственно ближайшей провинцией, но в военных и в судебных делах губернатору подчинялись и другие провинциальные воеводы. Прежние губернии оставались, таким образом, в качестве военных и судебных округов.
Каждой провинцией управлял воевода, важнейшей задачей которого был сбор податей и понуждение населения провинции к выполнению рекрутской и других государственных повинностей. Дистриктом управлял земской комиссар, ведавший сбором налогов, он же в качестве полицейского чиновника должен был бороться с нарушениями законов.
Чиновники губернских и провинциальных учреждений назначались из дворян.
Реформа, отвечая наиболее актуальным потребностям самодержавия, явилась в тоже время следствием развития бюрократической тенденции. Именно с помощью усиления бюрократического элемента в управлении, Пётр намеривался решать все государственные вопросы. Реформа привела к сосредоточению всех финансовых и административных полномочий в руках нескольких губернаторов – представителей центральной власти, но и к созданию на местах разветвлённой иерархической сети бюрократических учреждений с большим штатом чиновников. Прежняя система «приказ – уезд» удвоилась: «приказ – губерния – провинция – уезд».
Все эти меры свидетельствовали о создании в России единой административно-бюрократической системы управления – непременного атрибута абсолютистского государства, решающую роль в котором играл монарх, опирающийся на дворянство.
Минусы в работе коллегий
Грандиозный замысел Петра I разграничить ведомственные функции и дать каждому чиновнику чёткий план действий, был претворён в жизнь не полностью. Зачастую коллегии подменяли друг друга (как когда-то приказы). Так, например, Берг, Мануфакт ...
Внутри- и внешнеполитическое положение Болгарии. 1887-1908 гг. Укрепление
ее суверенитета
Незамедлительно после принесения присяги князь Фердинанд назначил премьер-министром и министром иностранных дел С.Стамболова. Затем, 27 сентября (8 октября) 1887 г. прошли выборы в 5-е Обыкновенное Народное собрание, а 4 (16) октября - в ...
Положение
1. Медалью Жукова награждаются военнослужащие и лица вольнонаемного состава Красной Армии, Военно-Морского Флота, войск НКВД, партизаны, участники подполья за храбрость, стойкость и мужество, проявленные в боевых действиях с немецко-фашис ...
