История » Развитие абсолютизма в России в XVIII веке » Заключение

Заключение
Страница 2

В России, как и в других европейских странах, переходная эпоха от феодализма к капитализму породила идеологию Просвещения. Важной чертой политики просвещенного абсолютизма было стремление монархов ослабить остроту социальных противоречий в своих странах. Расширение привилегий дворянства, укрепление феодального землевладения, развитие крепостного права привело к обострению противоречий между крестьянами и помещиками, которые вылились в антикрепостнические выступления крестьян, казаков, работных людей конца XVIII века. Размах борьбы заставил правительство немедленно реагировать и провести ряд мероприятий, укреплявших силу, гибкость и карательные функции самодержавно-крепостнического аппарата. Ряд реформ Екатерины ІІ проведённый в стране, был направлен на усиление абсолютизма и его надёжный оплот – дворянство, передав в их руки весь административно-политический аппарат управления. Именно в период правления Екатерины ІІ произошло дальнейшее развитие и усиление абсолютной монархии в России, через дальнейшее развитие бюрократии и усиление централизации государственного аппарата. Начатый Петром І процесс подчинения церкви государству, получил своё логическое завершение пари Екатерине. В следствии секуляризации церковь стала полностью зависимой от государства, теперь даже с экономической точки зрения. Однако, позиция российского абсолютизма по отношению к религии и церкви не была однозначной. Религия явилась мощной опорой самодержавия. Правительству и его идеологам приходилось думать и о подчинении церкви своей политике и одновременно об идеологическом укреплении церкви, повышении её морального авторитета. Пока в России сохранялись феодальные отношения, сохранялись экономические, социальные и политические основы для существования церкви и религиозной идеологии.

Развитие абсолютизма требовало преобразований в области культуры и быта, которые довершали общую картину изменений, протекавших в России в первой четверти XVIII века. С реформ Петра I Россия начала поворот в сторону западной модели общественного развития. Характерной чертой преобразований, проводимых в XVIII веке, являлся ярко выраженный светский характер и ослабление церковного влияния. Потребности армии и флота, развивающейся экономики, государственного аппарата и другие важные изменения в жизни страны требовали соответствующих специалистов, которых необходимо было готовить. Всё это обусловило коренную перестройку системы образования за счёт открытия новых учебных заведений и увеличения объёма точных и прикладных наук. Активные мероприятия в области просвещения выразились в открытии большого числа светских школ, издание учебной литературы, открытие лабораторий, введение нового шрифта и так далее – все это свидетельствовало о большом подъёме культуры России. За очень короткое время из «варварской» страны Россия превратилась в передовое европейское государство, которое дало миру Ломоносовых, Державиных, Суворовых и многих, многих других видных учёных и деятелей. Восемнадцатый век, век развития абсолютизма, не прошел бесследно в истории русской культуры. Громадная работа мысли множества известных и безызвестных людей, воплотившаяся в произведениях литературы и искусства, в философских и публицистических сочинениях, в научных исследованиях, создала национальную культуру яркую, сложную, противоречивую и своеобразную.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Введение.
«…В наши дни, когда почти не осталось — ни в России, ни в Украине! — общенациональных, признанных всеми духовных авторитетов личности масштаба Солженицына становятся тем более уникальными. «День» в свое время писал об эволюции взглядов эт ...

Переход к приказно-воеводскому управлению
После смерти Ивана IV о воеводском управлении "вспомнили" и стали широко использовать, назначая воевод из числа бояр, детей боярских и дворян с целью, так сказать, "покормиться". При царе Михаиле Романове потребность ...

Привычки и склонности
Сталин любил табак "Герцеговина флор". Он ломал папиросы и набивал табаком трубку. Сама процедура, видимо, занимала его и имела психотерапевтическое значение. Табак для Сталина специально готовил грузин-профессор, получивший за ...