Второй период войны. Роль имамата в развитии событий на кавказском фронтеСтраница 4
10 сентября Гази Магомед, не сумев противостоять натиску превосходящего противника, укрепился в районе родового аула Гимры. В конце сентября Гази Магомед возобновляет попытку завязать переговоры с Розеном и так же безуспешно.
К 10 октября русские заняли Салатау 29 октября войска вошли в Темир-Хан-Шуру и сходу, штурмом взяли укрепления у подступов у аулу Гимры. В одной из саклей находился имам и 50 его ближайших соратников. Практически все оборонявшиеся, в том числе и Гази Магомед погибли.[49] Перед смертью Кази-мулла сказал: «Я умираю здесь, где родился. Умираю за истину тариката, за священный шариат!».[50] В живых осталось только 3 человека (один из них – Шамиль – станет 3 имамом Дагестана).
С гибелью Гази Магомеда, вопреки ожиданиям Розена, сопротивление горцев не прекратилось. Преемником Кази-муллы объявил себя Гамзат-бек. По сообщениям источников, большинство желало видеть в этом звании Шамиля, однако он был тяжело ранен и три месяца лечил раны.[51] Поэтому вождем и имамом был избран Гамзат-бек в октябре 1832 г. на собрании приближенных мюридов Кази-муллы и ученых мужей.[52]
Он вновь собрал мюридов и решил пока не трогать русских, а предварительно овладеть Аварией. Это удалось ему в 1834 году, после чего Гамзат решил покорить Дагестан. Его войско, по оценкам Д. И. Олейникова, доходило до 20 тысяч.[53]
Имам жестоко расправился с правящим домом Аварии. Овладев ее столицей – Хунзахом – он поселился в ханском дворце, а ханшу Паху-бике с маленьким сыном выслал. Вскоре он, видимо, опасаясь сторонников бывших правителей, убил женщину во время чтения Корана.[54] Гаджи-Али сообщает, что после этого убийства авторитет имама был подорван, и «народ перестал молиться за имама и говорил: «Гамзат поплатится жизнью за убийство преклонной ханши».[55]
И действительно, 7 сентября 1834 г. Гамзат-бек в мечети во время молитвы был убит кровниками (одним из которых был легендарный Хаджи-Мурат) в отместку за казнь аварской ханской семьи. Движение возглавил другой сподвижник Кази-муллы — Шамиль.
Дагестанец Шамиль, родившийся, по одним данным, в 1797-м, а по другим – в 1799 году, стал горячим сторонником нового тогда учения, искавшего спасения души и очищения грехов путем священной войны за веру против русских. Истовый мусульманин Шамиль встал под знамена Гази-Магомеда, а затем стал соратником второго имама Гамзат-бека. Придя к власти в качестве третьего по счету имама Дагестана, Шамиль сумел объединить под своими знаменами дагестанцев и чеченцев, над которыми властвовал в общей сложности 25 лет.
Его политика объединения была сурова и нередко жестока. Перед методами Шамиль не останавливался – это следует помнить тем, кто рисует его в идеалистических красках, как, например, Р. М. Магомедов и др.[56] Через две недели после своего избрания имамом Шамиль приказал доставить в Ашильту казну, сокровища, оружие, доставшиеся Гамзат-беку от Паху-бике, чем он фактически объявлял о своей верховной власти в Аварии. Единственный прямой наследник аварской ханской власти – 11-летний Булач-хан – был по приказу Шамиля сброшен в реку.[57]
Война с русскими шла с переменным успехом, но к концу 1843 года Шамиль стал на время полным господином Дагестана и Чечни. Последняя была разделена на восемь округов – наибств, которыми управляли его наместники – наибы, а количество войск под командованием Шамиля в самые удачные для него времена достигало 60 тысяч человек. Ближайшими помощниками наибов были наиболее верные Шамилю слуги – мюриды. Они составляли и его личную охрану. Верховное управление находилось в руках духовенства. Всю подконтрольную ему территорию Шамиль пытался заставить жить по исламским законам шариата, который прямо противопоставлялся старинным горским обычаям.
XVI—XVII века
При Иване Третьем была введена система воинского набора на временную службу. Из городского населения формировались отряды пищальников; из сельского — вспомогательные пехотные отряды — посошная рать. Дворянская конница была снабжена ручниц ...
Время боли и надежд.
Рождение Цесаревича наполнило жизнь Царской Семьи радостью, но и волнениями. Особенно сильно за судьбу Алексея Николаевича переживала Александра Фёдоровна. Она так давно и так страстно ждала мальчика, так молила Господа ниспослать Им благ ...
Артхашастра
Выдающимся памятником истории экономической мысли древней Индии является трактат «Артхашастра», автором которого был советник царя Чандрагупты I брахман – Каутилья (конец IV – начало III вв. до н.э.). «Артхашастра» создавалась как наставл ...