История » Игры в жизни османов » Народные спектакли

Народные спектакли

В эпоху султанов некоторые улицы и площади находятся в постоянном оживлении. Самый распространенный и самый простой вид народных увеселений — вождение медведя, которым занимаются цыгане. Они бродят по улицам народных кварталов со своими медведями, которых держат на поводке и периодически заставляют танцевать под звуки тамбурина, после чего собирают деньги с собравшихся зрителей. Можно также посмотреть на бой верблюдов, баранов или петухов; если есть средства, то совершить прогулку верхом на лошади, осле или верблюде. Иногда можно набрести на выступление шутов, скоморохов, комедиантов, борцов, фокусников, акробатов, канатоходцев.

На какой-нибудь площади или в каком-нибудь караван-сарае можно также встретить сказителя (мед-дах). Он то исполняет старинные народные песни, аккомпанируя себе на длинной трехструнной гитаре (саз)у то рассказывает сказки в прозе и стихах, эпические легенды, любовные и романтические истории. Все искусство рассказчика заключается в том, чтобы произвести на публику впечатление — главное заворожить слушателя, заставить его переживать истории, которые он рассказывает. При помощи носового платка он деформирует рот, чтобы изменить голос, имитирует самые различные акценты и изображает характерные жесты всех народов империи. Даже если ничего невозможно понять из рассказа, достаточно обратить внимание на голос и жесты рассказчика, как свидетельствует европейский путешественник во второй половины XIX в.: «То он говорил подобно могущественному эфенди, то подобно мальчику, прислуживающему в бане; то он имитировал хриплый голос матроны, то изображал армянский, европейский, еврейский диалекты». То есть он одинаково хорошо играл как на акцентах, так и на стереотипах, свойственных различным этническим сообществам империи.

Другая категория народных поэтов состоит из так названных поэтов с сазом (саз шаирлери), потому, что они пели свои поэмы, аккомпанируя себе на сазе. Но, бесспорно, самыми популярными формами турецкого спектакля были орта оюпу и карагез.

Орта оюпу, или «игра посередине», представляет собой своего рода commedia dell'arte, когда актеры играют на сцене, образованной кольцом зрителей. На одной стороне стоят женщины, на другой мужчины. При такой игре может быть много актеров, декорации просты. Но для орта оюпу характерны два основных персонажа: Пишекяр, добрый мещанин, и Кавуклу, представитель простого народа, которые рассказывают друг другу невероятные истории, взятые из репертуара народных анекдотов.

Карагез — это полишинель турецкого театра теней. Буквально означая «черный глаз», это народное представление распространилось по всей Османской империи. Неправильно называемое «игрой китайских теней», это представление основано на манипулировании прозрачными фигурками из тонкой кожи или раскрашенного пергамента; фигурки с четко обозначенной шеей, запястьями, талией и ногами перемещаются с помощью палочки. Освещение происходит от зажженных свечей, и картинка проецируется на занавес. Два основных персонажа карагез— изысканный Хадживат («Задавака») и грубоватый Карагез, которые, как и персонажи орта оюиу, представляют собой респектабельного человека и простолюдина. Комичность спектакля основывается на противопоставлении этих двух героев. Появляются и другие действующие лица — пьяница, курильщик гашиша, еврей, армянин, араб, а также животные, чудовища, драконы, феи, джинны и т.д.

Эти два народных спектакля, основанные на спонтанной импровизации, неожиданности и простоте языка, представляют собой одно из самых известных развлечений, разыгрываемых ночами на протяжении месяца рамадана и во время крупных религиозных праздников. Эти спектакли подстраиваются под аудиторию; в зависимости от обстановки, они или смягчают или, напротив, усиливают критику общественных устоев, представляя их через истории своих персонажей. В XVIII в. они все больше выносят на сцену тяготы и невзгоды людей, взятые из повседневной жизни.

Тимур и мамелюки.
Со стороны Ближнего Востока Тимуру противостояли две крупные мусульманские силы: мамелюки и Османская империя. Империя мамелюков, распространившая свое влияние на Египет и Сирию, была в основном, военным государством, посадив на трон сво ...

Превращение в бога
Рамсес II понимал, что рассчитывать на прочность династии сможет лишь в том случае, если сам придаст ей божественное величие. "Я веду свое происхождение от Pa, - говорится в его речи к верховным жрецам и придворным, которую он приказ ...

Февральская революция
В начале 1917 г. усилились перебои в поставках продовольствия в крупные города России. К середине февраля из-за нехватки хлеба, спекуляции и роста цен забастовало 90 тысяч рабочих Петрограда.18 февраля к ним присоединились рабочие Путилов ...