Церковный расколСтраница 2
Во главе ревнителей старого благочестия Аввакум вел жестокую борьбу с Никоном «носатым и брюхатым, с борзым кобелем, отступником и еретиком», «предчетей Антихриста», как он «честил» патриарха в своих писаниях. Он был сослан на 10 лет в Сибирь и по возвращении оттуда возобновил свою борьбу с «никонианством». Затем он был расстрижен и сослан в Пустозерск, откуда продолжал своими посланиями обличать «никонианскую ересь»; в I681 г. он был сожжен на костре с несколькими своими единомышленниками. В своих поучениях и посланиях и в своем «Житии» Аввакум излагает и защищает идейные основы старообрядчества.
Конкретно, нововведения Никона не были такой церковной революцией и полным ниспровержением старого благочестия, какими они представлялись Аввакуму и его единомышленникам. Взаимное ожесточение в религиозной борьбе дошло до того, что знаменитый Соловецкий монастырь на Белом море не только отказался принять «еретические» никонианские книги, но решил оказать открытое вооруженное сопротивление церковной и гражданской власти. Соловецкие монахи в ответ на царское требование подчиниться дерзко писали царю: «Вели, государь, на нас свой царский меч прислать и от сего мятежного житиа преселити нас на оное безмятежное и вечное житие», В 1668 г, началась вооруженная борьба соловецких монахов с царскими стрельцами, которая продолжалась с перерывами около восьми лет и лишь в 1676 г, закончилась взятием монастыря и наказанием «церковных мятежников». Наиболее активные вожди раскола были сожжены, наиболее фанатичные «староверы сами сжигали себя, чтобы не отдаться в руки «никониан», и это жестокое церковное междоусобие, конечно, значительно подорвало внутреннюю силу, духовный авторитет и идейное влияние православной церкви и ее иерархии, прибегшей для борьбы с «ересью» к помощи светского меча.
В этих условиях руководителем православной церкви России стала царская власть, которая после 1658г. сосредоточилась на решении двух основных задач — закреплении результатов церковной реформы и преодолении кризиса в церковном управлении, вызванного оставлением Никоном патриаршей кафедры. Решение этих задач растянулось почти на восемь лет, в основном из-за противодействия Никона.
Церковная реформа патриарха Никона оказала огромное влияние на внутреннюю жизнь страны и положила начало такому оригинальному социально-религиозному движению XVII в. как раскол. Но нельзя также отрицать и ее определенную роль во внешней политике Российского государства. Церковная реформа была призвана упрочнить отношения с некоторыми странами, открывала возможности для новых, более крепких союзов в политике. И поддержка православных церквей других государств также была очень важна для России.
Внешяя политика Екатерины II.
В 70-80-х годах благоприятная международная обстановка позволила России активизировать свою внешнюю политику. Внешняя политика России во второй половине XVIII века была теснейшим образом связана с внутренней и отражала происходящие социал ...
Снаряжение в XVI веке.
Русское огнестрельное оружие было представлено различными пушками и пищалями. Поначалу пушки импортировали из Европы, но в конце XV — начале XVI века у нас организуется собственное широкомасштабное производство огнестрельных орудий. Пищал ...
Реформаторская деятельность Петра I и становление российского абсолютизма
С начала ХVIII в. Петр I взял резко курс на «европеизацию» России. На формирование его взглядов большое влияние оказали иностранные предприниматели, возглавлявшие Московскую «Немецкую слободу», швейцарец Лефорт и англичанин Гордон - приве ...