История » Власть и общество в XVII в. » Церковный раскол

Церковный раскол
Страница 2

Во главе ревнителей старого благочестия Аввакум вел жестокую борьбу с Никоном «носатым и брюхатым, с борзым кобелем, отступником и еретиком», «предчетей Антихриста», как он «честил» патриарха в своих писаниях. Он был сослан на 10 лет в Сибирь и по возвращении оттуда возобновил свою борьбу с «никонианством». Затем он был расстрижен и сослан в Пустозерск, откуда продолжал своими посланиями обличать «никонианскую ересь»; в I681 г. он был сожжен на костре с несколькими своими единомышленниками. В своих поучениях и посланиях и в своем «Житии» Аввакум излагает и защищает идейные основы старообрядчества.

Конкретно, нововведения Никона не были такой церковной революцией и полным ниспровержением старого благочестия, какими они представлялись Аввакуму и его единомышленникам. Взаимное ожесточение в религиозной борьбе дошло до того, что знаменитый Соловецкий монастырь на Белом море не только отказался принять «еретические» никонианские книги, но решил оказать открытое вооруженное сопротивление церковной и гражданской власти. Соловецкие монахи в ответ на царское требование подчиниться дерзко писали царю: «Вели, государь, на нас свой царский меч прислать и от сего мятежного житиа преселити нас на оное безмятежное и вечное житие», В 1668 г, началась вооруженная борьба соловецких монахов с царскими стрельцами, которая продолжалась с перерывами около восьми лет и лишь в 1676 г, закончилась взятием монастыря и наказанием «церковных мятежников». Наиболее активные вожди раскола были сожжены, наиболее фанатичные «староверы сами сжигали себя, чтобы не отдаться в руки «никониан», и это жестокое церковное междоусобие, конечно, значительно подорвало внутреннюю силу, духовный авторитет и идейное влияние православной церкви и ее иерархии, прибегшей для борьбы с «ересью» к помощи светского меча.

В этих условиях руководителем православной церкви России стала царская власть, которая после 1658г. сосредоточилась на решении двух основных задач — закреплении результатов церковной реформы и преодолении кризиса в церковном управлении, вызванного оставлением Никоном патриаршей кафедры. Решение этих задач растянулось почти на восемь лет, в основном из-за противодействия Никона.

Церковная реформа патриарха Никона оказала огромное влияние на внутреннюю жизнь страны и положила начало такому оригинальному социально-религиозному движению XVII в. как раскол. Но нельзя также отрицать и ее определенную роль во внешней политике Российского государства. Церковная реформа была призвана упрочнить отношения с некоторыми странами, открывала возможности для новых, более крепких союзов в политике. И поддержка православных церквей других государств также была очень важна для России.

Страницы: 1 2 

Деятельность на посту председателя Совета министров
Условия, при которых Витте стал премьером, действительно были крайне сложные. Налицо была, как отмечал он впоследст­вии, «полная дезорганизация власти сверху донизу, от центра к периферии, раскаты революции, знаменитые иллюминации по­мещи ...

Взгляды Джавахарлала Неру на социально-экономические и политические процессы в истории. Экономические взгляды Джавахарлала Неру
В данном разделе рассматривается вопрос экономической теории и истории финансов в работах Неру, изучаются его взгляды на экономическую сущность капитализма, виденья Неру основных принципов внешнеэкономических отношений; раскрываются истор ...

Боевая техника Германии. Танки. Средний танк Pz. IV Ausf. G
Немецкие танки T. I и Т. II второй половины тридцатых годов стали быстро устаревать. На замену им пришли T. III и тяжелый T. IV. T. III был оборудован оружейной башней и автоматами. Танк мог быть использован против легкой бронированной те ...