История » Власть и общество в XVII в. » Власть и казачество

Власть и казачество
Страница 1

Вольная община донских казаков образовалась в первой половине XVIв. В это время казаки заняли среднее и нижнее течение Дона своими «городками» и «зимовщиками» и создали правильную военную организацию с войсковой столицей в Раздорах (с 1644г. столицей Донского войска был Черкасск). Верховным органом управления на Дону был войсковой Круг, который собирался обычно в столице Войска. Круг выбирал (и сменял) войскового атамана и других должностных лиц войскового управления; решал вопрос о приеме в казаки; распределял царское жалованье; судил все преступления против Войска и все тяжелые преступления вообще: при основании новых городков Круг выдавал им «заимные грамоты» на определенное пространство земли, а в случае споров между городками из-за земельных угодий Круг разбирал тяжбы и выдавал «разводные грамоты».

Войны с Польшей (1654—1667) и Швецией (1656—1658) сопровождались разорением основной части трудовых слоев населения. В эти же годы не раз случались неурожаи, эпидемии. Обнищавшие люди все чаще прибегают к испытанному средству — бегству в соседние уезды или на далекие окраины, чтобы получить желанную свободу от крепостного ярма, посадского тягла или тяжелой службы. Сыск беглых, кровавые расправы карателей не могли остановить поток беглых, и простые люди снова и снова рвались к свободе, к вольной землице, не находя ее, шли все дальше, на южные и восточные окраины, заселяли пустующие земли, осваивали их, пополняли ряды казаков— донских и терских, волжских и яицких.

В казачьих областях с давних пор вошло в обычай не выдавать беглецов. «С Дону выдачи нет»,— с гордостью отвечали местные казаки царским воеводам и агентам при малейшей попытке организовать перепись беглых, вернуть их помещикам. Это привлекало сюда массы людей, которым нравились казачьи порядки: отсутствие помещиков и воевод, равенство казаков, решение всех важных вопросов на кругах, выборность должностных лиц — атаманов и есаулов, их помощников.

Внутри казачьей общины в течение первого столетия ее существования не было социальных различий. Казаки были все между собой равны в правах, каждый мог сделаться выборным атаманом или есаулом, если заслуживал этого, по сдаче же должности снова становился рядовым казаком.

Однако во 2-й половине XVII в. это старое общественное равенство на Дону стало нарушаться. Не все жители Дона принадлежали к казачьему обществу. Некоторые новопришлые люди работали на Дону в качестве «бурлаков», или «работных людей»; был еще и (немногочисленный) разряд вовсе бесправных людей — рабов; это были пленники и пленницы («ясырь»), которых казаки держали для домашних услуг и работ.

Наконец, и в среде самого казачества в течение второй половины XVII в. происходит общественное расслоение. Старые донские казаки становятся оседлыми, «домовитыми», заводят многочисленные табуны коней и стада скота и пользуются трудом пленных и «бурлаков». «Новоприходцы», бежавшие на Дон от государственного «тягла» или крепостной неволи, находят здесь убежище, но не сливаются вполне со старыми домовитыми казаками, образуя массу неимущего «голутвенного» казачества, или «голытьбы», населявшей главным образом «верховые» городки, т.е. расположенные по верховьям Дона.

Связь войска Донского «низового» с Москвой в XVII в. становится постоянной и регулярной. Войско посылает в Москву свои станицы, а Москва регулярно посылает казакам свое жалованье: деньги, хлеб, вино, сукно, холст (на паруса), железо, смолу, наконец, боевые припасы — порох, свинец, пушечные ядра.

Страницы: 1 2

Религия и обряды
Религия в сельских общинах была языческая. Сельчане соблюдали обряды, сложившиеся с давних времён. Например, аграрный обряд – крещение кукушки. Суть обряда связана с обновлением жизненных сил природы: после зимнего умирания – возрождением ...

К. Маркс - человек и философ
Карл Маркс (1818 – 1883) – немецкий экономист, философ, основатель марксизма – экономического направления, которое выражало интересы рабочего класса. Марксизм является своеобразным вариантом развития классической экономической школы. К. ...

Театр Древней Греции.
Однако новые общественные условия делали лирическую поэзию несовременным жанром, она уходила с авансцены вместе с породившей ее аристократией. На смену ей приходит театр - трагедия и комедия. Театр занимал особое место в жизни греков и во ...