История » Источники древней Российской истории XI-XIII вв. » Характеристика канонического права

Характеристика канонического права

Слово "канон" в переводе с греческого буквально значит "прямая палка, служащая для опоры, а также для измерения и проведения прямых линий". В переносном значении под ним понимают правило, руководство, нравственную или юридическую норму. В таком смысле оно, в частности, употребляется в церковной практике, впервые появляясь в послании Апостола Павла. Каноном принято называть правила веры и христианской жизни. В их основе лежат тексты, восходящие к ранней христианской традиции, - так называемые апостольские правила. Кроме того, они опираются на постановления вселенских и местных соборов, а также на мнение отдельных авторитетных лиц. В первые века своего существования христианство нередко сталкивалось с трудно разрешаемыми вопросами веры. Чтобы ответить на них, созывались соборы из епископов. Обсудив вопрос и объяснив его в соответствии со Священным писанием, они выносили постановления, обязательные для всех христиан. Такие решения постепенно и образовали норму, канон, регулирующий церковную жизнь и устанавливающий правила управления и дисциплину церкви. Канон в церковном праве подобен закону в светском и имеет такое же обязательное значение. С течением времени он вытеснил обычай некогда единственный источник церковного права, вполне заменив его. В то же время обычай признается в церковном праве решающим в тех вопросах, на которые канон не дает ответа, Обычай, господствовавший до появления канона, не исчез полностью, Множество его следов отразилось в самих канонических правилах. И все-таки ко времени крещения Руси церковные традиционные нормы уже находились в зависимости от канона. Обычай мог быть запрещен, если он противоречил канону или как-нибудь мешал исполнению его постановлений. Вместе с тем церковная практика также влияла на канон, приспосабливая его к изменяющимся условиям жизни.

Итак, под каноническим правом понимается совокупность церковно-правовых норм, обязательных для представителей данной конфессии. Оно включает апостольские, соборные (вселенских и поместных соборов), а также святоотеческие правила (правила святых отцов церкви), Каноническое право православной церкви отличается от канонического права церкви западно-римской, католической. Изучением норм канонического права традиционно занимается каноника - церковная дисциплина, тесно связанная с богословием. По существу, она представляет собой отдел практического богословия. В то же время каноника является отраслью знания, пограничной с богословием теоретическим, поскольку церковное право касается также проблем происхождения, развития, задач, средств и организации церкви. В отличие от догматики, выясняющей внутреннюю сторону церковной жизни, каноника изучает ее внешнее устройство, отношение к другим общественным союзам, церковную дисциплину. Кроме того, церковное право охватывает собою отношения с государственными структурами, поскольку именно государственное право определяет внешнее положение церкви в обществе.

Предпосылки и особенности развития  абсолютизма в России.
Тема российского абсолютизма привлекала и привлекает внимание как отечественных, так и зарубежных историков, которые в соответствие со своей идеологией, политическим мировоззрением пытались осознать предпосылки, а также внутренние и внешн ...

Появление и развитие рыцарства в Западной Европе.
Появление рыцарства напрямую связано с образованием централизованного франкского государства под управлением Карла Великого, и становление рыцарство протекало на всем протяжении каролингской династии. Карл организовал и привел в порядок в ...

Предпосылки и начало организованного промышленного освоения Урала
Само слово "Урал" тюркского происхождения. Оно встречается ещё в древнебашкирском эпосе. Первоначально его использовали для обозначения лишь южной части современного Урала. Остальную часть называли русским словом "Камень&qu ...