История » Зейгарник Блюма Вульфовна » Зейгарник Блюма Вульфовна

Зейгарник Блюма Вульфовна

Блюма Вульфовна Зейгарник прожила долгую и трудную жизнь. Она родилась 9 ноября 1900 г. в маленьком литовском городке Пренай в многочисленной дружной семье. О царившей в семье атмосфере можно теперь судить лишь по некоторым замечаниям самой Блюмы Вульфовны, вспоминавшей отца, его здравый смысл, ум и неиссякаемое чувство юмора. Возможно, творчество Шолома Алейхема может дать некоторое представление о том представлении доброжелательной иронии, которая постоянно присутствовала в семье. Живая и способная девочка успешно окончила гимназию.

К сожалению, не представляется возможным сослаться на какие-либо документальные свидетельства той поры ее жизни, поскольку они не сохранились. Она достаточно рано вышла замуж и в 1921 г. поехала вместе с мужем в Берлин. В Берлине она поступила в Берлинский университет на филологический факультет, где сразу же с головой окунулась в изучение разнообразных диалектов немецкого языка. Трудно представить себе что-то более далекое от психологии. Случайно Зейгарник зашла на лекцию профессора М. Вертгеймера и поняла, что посвятит изучению психологии всю жизнь. В 1924 г. Зейгарник начала посещать семинар Курта Левина, который непосредственно занимался психологией личности, в частности изучением движущих мотивов личности, поведения личности в ее среде, потребностей и квазипотребностей личности и их зависимости от социального окружения. Одновременно с занятиями у Левина Зейгарник продолжала посещать занятия и у других профессоров: так, она занималась в психиатрической клинике у К. Гольдштейна, прослушала курс лекций Э. Шпрангера и курс лекций по эстетике М. Дессуара. Последние, заметив ее увлечение гештальт-психологией, прикладывали много усилий, чтобы отговорить ее от занятий в кружке Левина, что не привело к желаемому результату. Следует отметить, однако, что подход Левина к изучению личности заметно отличался от принятого в среде гештальт-психологов подхода.

В 1927 г. Зейгарник окончила Берлинский университет, успешно защитив диплом, посвященный открытому ею эффекту (Эффект Зейгарник). Однако ее исследования были обнародованы Левином еще в 1926 г. в своем докладе на VIII Международном психологическом конгрессе. В 1931 г. Зейгарник вернулась в Россию. Она буквально с первого момента стала заниматься наукой. Зейгарник становится ближайшей помощницей Л.С. Выготского и работает в психоневрологической клинике Института экспериментальной медицины. В эти годы Зейгарник удается стать верной соратницей и единомышленницей для многих видных советских психологов. Тридцатые годы были очень тяжелыми как для молодой советской психологии, так и для каждого отдельного психолога. После смерти Выготского в 1934 г. его ученики подверглись гонениям, а отрасль науки, небезуспешно исследуемая и развиваемая Выготским и его учениками, была запрещена. В 1938 г. был арестован и погиб в застенках Лубянки муж Б.В. Зейгарник, и она осталась практически без поддержки с малолетним сыном. Во время Великой Отечественной войны Зейгарник пришлось эвакуироваться из Москвы. В этот период она принимала активное участие в восстановлении психического здоровья тяжелораненых в нейрохирургическом госпитале на Урале. Зейгарник укрепляет свои контакты со многими крупнейшими психологами страны - А.Р. Лурией, А.Н. Леонтьевым, А.В. Запорожцем, С.Г. Геллерштейном, во время общения с которыми оформились ее представления о патопсихологии как особой отрасли психологии. В послевоенный период Зейгарник возглавляет лабораторию психологии в Институте психиатрии, которая была создана при ее непосредственном участии.

Именно в этот период на стыке общей психологии и психиатрии была сформирована особая ветвь психологии - экспериментальная патопсихология. Теоретические наблюдения и практический опыт были обобщены Зейгарник в следующих книгах. "Нарушения мышления у психически больных" (1959), "Патология мышления" (1962), "Введение в психопатологию" (1969), "Основы патопсихологии" (1973), "Патопсихология" (1976). Зейгарник крайне скептически относилась к массовому использованию психотерапии. По ее мнению, опосредствованная личность, т е. личность, критически оценивающая себя, способная самостоятельно справиться с внутренними проблемами, не нуждается в психотерапии, поскольку развитая, гармоничная личность должна уметь самостоятельно "отремонтировать" свои внутренние "неполадки". Людям незрелым, с несформированной системой психической саморегуляции, по мнению Зейгарник, нужны психотерапевты.

Блюма Вульфовна Зейгарник приобрела всемирную известность благодаря открытому ею феномену, названному в ее честь и вошедшему во все психологические энциклопедии, словари и учебники, а также благодаря выделению патопсихологии из разрозненной области знаний в особую ветвь науки со своей проблематикой, терминологией, предметом, методом, системой и областью практического применения. Б.В. Зейгарник умерла в 1988 г.

Гражданская война и иностранная военная интервенция
Революция и контрреволюция взаимосвязаны, представляют собой две стороны социального взрыва. Виновником случившегося стали и «левые», и «правые» партии. Большевики и монархисты не были склонны к компромиссу. Либерально-демократические па ...

Социальная  политика.
В области социальной политики петровское законодательство следовало, в принципе, той общей тенденции, которая наметилась в XVII веке. Прикрепление крестьян к земле, зафиксированное Уложением 1649 года, в тот период не только не изменилось ...

Уложенная комиссия
Поддерживая связи с французскими философами, собственноручно подготовляя основные акты своего царствования, Екатерина II шла в фарватере внутренней политики, которую одновременно в Пруссии, Австрии, Швеции и других странах Европы проводил ...