История » Внешняя политика Древней Руси » Политика Святослава. Независимость Руси.       

Политика Святослава. Независимость Руси.       
Страница 2

Святослав, бросивший все в Болгарии, обнаружил, что в Киеве он совсем не ко двору. Там крепла христианская община, и ее не устраивал князь-язычник. Сам Святослав не жаловал христиан, да и вообще ему было "не любо сидеть в Киеве". Ольга просила сына не покидать ее. Но старая княгиня скоро умерла, и Святослав поспешил вернуться в Болга­рию, где ситуация также изменилась не в его пользу.

Византийцы вышли на равнину Северной Болгарии и захватили город Преславу (Преслав). Болгары быстро перешли на сторону греков: русы уже разочаровали их насилиями и жестокостью. Успевший покинуть Преславу отряд русов вместе с Калокиром ушел на Дунай в город Переяславец. Печенеги тоже оставили Святослава. Покинутый со­юзниками, он с небольшой дружиной противостоял теперь и византийским войскам, и восставшей Болгарии.

Весной 971 года Цимисхий, прервав притворные перего­воры со Святославом, подошел к Переяславцу с лучшими войсками империи. Одновременно в Дунай вошла гречес­кая эскадра из 300 кораблей. Переяславец пал после трех­дневного штурма, и наступил последний акт трагедии. Русы не могли воевать "в чистом поле" из-за отсутствия конницы и заперлись в городе Доростол. Греки обложили эту небольшую крепость со всех сторон. Русы приняли бой, они сражались героически: в пешем строю атаковали византийцев, и только удар латной конницы спас Цимисхия от поражения. Большие потери с обеих сторон и голод в русском стане подтолкнули противников к переговорам. Грекам не нужна была жизнь Святослава и его дружи­ны. Они согласились дать русам уйти. Святослав за это обещал отступиться от Болгарии.

Святослав не пошел к столице, а расположил обессиленное ранами, лишениями и переходом войско на Березани. Во время мучительной, голодной зимы 971-972 годов в войске Святослава произошел раскол. Русы-язычники обвинили в поражении русов-христиан, входивших в дружину. Были замучены и убиты все дружинники-христиане, среди погибших оказался и родственник Святослава Улеб. В Киеве не могли не знать о кровавых событиях на Березани. Киевские христиане, составлявшие большую и влиятель­ную общину, поняли, что их ждет, когда Святослав с ожесточенной дружиной войдет в собственную столицу.

Весной 972 года русы с Березани двинулись к Киеву. У днепровских порогов русов ожидали левобережные печенеги. В короткой битве дружина Святослава была полностью истреблена, и печенежский хан Куря обзавелся чашей, сделанной из черепа князя.

В гибели князя и его войска были заинтересованы киевские христиане, во главе кото­рых стоял старший сын Святослава Ярополк.

Итак, с гибелью князя-язычника Киевская Русь стала превращаться в тихую и спокойную державу, где христи­анское учение приобретало все больше сторонников.

Пошло это во вред или на пользу Руси? Если бы Святослав восторжествовал, он превратил бы Киев в базу разбойничьих набегов. Святослав враждовал бы с племенами, обкладываемыми данью, и с христианами, обычно казнимыми им. В итоге у киевского князя не осталось бы друзей.

Со смертью Святослава военно-языческая партия в Киеве ослабла. Сила и влияние стали переходить к христианам, и это вызвало эмиграцию части русов из Киевской дер­жавы.

Русы великолепно знали дорогу на Запад. Туда они и направились, как только их вынудила к этому ситуация. Византии были очень нужны воины для борьбы с мусульманами. Русов-наемников ждали сражения с войсками халифата на восточных границах Византийской империи.

Направившиеся в "Андалус" — Испанию — были хо­рошо знакомы с саблями и стрелами берберов и предпочли напасть на христианскую Галисию (область в Испании). Их первыми "подвигами" стали разорение побережья, сожжение монастырей и убийства священников. Три года они свирепствовали в этой земле. Край пришел в запус­тение. Наконец герцогу Гонсало Санчесу удалось собрать войска и разбить захватчиков. Русы погрузились на ко­рабли, уплыли, и . больше о них не известно ничего.

Страницы: 1 2 3

Патриотические письма с фронта
Дорогая моя, на переднем у нас передышка, Спят в окопах друзья, тишина на другом берегу. Дорогая моя, поцелуй ты крепче сынишку, Знай, что вас от беды я всегда сберегу. Из стихотворения Андрея Дементьева. Именно так наши отцы и деды, ...

Российская этнополитика XVIII—XIX в. - последствия вестернизации
«Мирное сосуществование» имперского и национально-государственного компонентов российской государственной парадигмы становится все более проблематичным начиная с петровских реформ, оказывающихся в данном контексте весьма противоречивым пр ...

Индустриализация, коллективизация, культурная революция СССР. Итоги довоенных пятилеток.
Все промышленно развитые страны прошли этап развития, когда различные отрасли экономики (промышленность, транспорт, сельское хозяйство, строительство) были вооружены машинной техникой, что открывалась дорога применению электрификации, авт ...