История » Болгарские земли в средние века » Упадок Первого Болгарского царства. Завоевание Восточной Болгарии Византией

Упадок Первого Болгарского царства. Завоевание Восточной Болгарии Византией

Блестящие успехи царя Симеона в области внешней политики, блеск его двора и богатства духовной и светской правящей знати не обеспечили устойчивости и прочности болгарской державы. Преемником Симеона на болгарском престоле стал его сын Петр (927-969), который заключил мир с Византией на 30 лет. Империя признала за Петром титул царя и болгарскую патриархию. Резиденцией болгарского патриарха стал дунайский город Доростол. Политический мир был скреплен заключением родственного союза - женитьбою царя Петра на внучке императора Марии. Мирные и союзные отношения Петра с империей означали отход Болгарии от политики, проводимой Симеоном.

Вместе с установлением феодальных отношений, утверждением болгаро-византийской церковности в Болгарии появилась оппозиция господствовавшему социально-политическому строю, вылившаяся в форму ереси богомилов. Эта христианская секта противостояла официальной религии, ее структурному институту и имела также антифеодальный характер. Руководителем первой общины еретиков был поп Богомил. От его имени и пошло название течения, которое утверждало дуализм мироздания.

Богомилы появились в Болгарии еще во времена правления Симеона. Они отвергали церковный культ и организацию: церковную иерархию, религиозные праздники, храмы, иконы, поклонение кресту. Богомилы не признавали государственную власть, социальное неравенство, отказывались выполнять феодальные повинности, служить в армии, воевать, а феодальные порядки считали делом сатаны. По примеру первых христиан богомилы были объединены в общины. Социальной основой богомильства в Первом Болгарском царстве являлось крестьянство, как свободное, так и феодально-зависимое.

Богомилы в Болгарии жестоко преследовались государством. Их идеи получили широкое распространение в период ослабления государственной власти Петра. Помимо Болгарии, оно было хорошо известно в Сербии, Хорватии, приняло специфичную национальную форму в Боснии. Болгарское богомильство оказало значительное влияние на формирование европейских христианских ересей: катаров, вальденсов во Франции и Италии, стригольников на Руси и др.

В конце правления Петра положение Болгарии значительно ухудшилось. Северо-восток страны грабили печенеги, отделилась Сербия, с севера стали нападать венгры, основавшие в середине X в. в Паннонии свое государство. Болгария вынуждена была заключить с венграми соглашение, по которому должна была беспрепятственно пропускать их через свою территорию для нападения на земли Византийской империи. Взамен венгры обязывались не грабить Болгарию. Этот договор вызвал обострение отношений с Византией, и в 967 г. она перестала платить болгарам дань полагающуюся им со времен царя Симеона. Византия натравила на Болгарию киевского князя Святослава, который в 968-971 гг. совершил два похода за Дунай и завоевал восточную часть страны, но не спешил передать ее Византии. Киевский князь хотел остаться на Балканах и перенести сюда центр своей завоевательной политики. Он разместил в Болгарии русские гарнизоны и сохранил номинальную власть за царем Борисом II (969-971.) при условии его участия в борьбе с Византией.

Совместное русско-болгарское войско начало боевые действия против войск империи. Обеспокоенный таким поворотом событий византийский император Иоанн Цимисхий в 971 г. невероятными усилиями изгнал русских из Восточной Болгарии и включил эти земли в состав империи. Борис II был пленен и увезен вместе со своим братом Романом в Константинополь.

“Болгарский кризис” 1886-1887 гг.
В 1886 г., после объединения Княжества и Восточной Румелии, вопрос о взаимоотношениях с Россией как страной-покровительницей стал одним из узловых в политической жизни болгарского государства. При этом, замкнувшись на князе Александре I Б ...

Общество    
По словам В.И. Гуляева «зловещие семена распада и гибели зрели внутри самого майяского общества»[9]. Так ли это? Ответ на этот вопрос лежит в рассмотрении структуры майяского общества, его культуры, науки и религии. В целом общество майя ...

Народные спектакли
В эпоху султанов некоторые улицы и площади находятся в постоянном оживлении. Самый распространенный и самый простой вид народных увеселений — вождение медведя, которым занимаются цыгане. Они бродят по улицам народных кварталов со своими м ...