История » История освоения Дальнего Востока в Советский период » Программа государства по развитию экономики Дальнего Востока и ее реальное осуществление (период до 1991г)

Программа государства по развитию экономики Дальнего Востока и ее реальное осуществление (период до 1991г)

Специфика социально-экономического развития ДВР в период 1986 – 1990гг. характеризуется трансформацией пятилетней технологии государственного планирования. Развитие ДВР происходило под знаком принятой в 1987 г. для этого региона Долговременной государственной программы развития на период до 2000 г. Несмотря на то, что она была утверждена в 1987 г., практически ее реализация началась в 1986 г., соответственно развитие ДВР в этот период происходило в соответствии с целями и параметрами программы. Предполагалось, что к 2000 г. в регионе в основном будет сформирован высокоэффективный хозяйственный комплекс, способный развиваться не столько на государственных инвестициях, но в основном за счет собственных ресурсов развития, за счет включения регионального хозяйства в мировое разделение труда. Для реализации целей программы государство вдвое увеличило объемы капитальных вложении в развитие региона.

Однако существенного перелома в тенденции развития ДВР программа не внесла. В 1986-1987 гг. регион, скорее по инерции, еще поддерживал достаточно высокие темпы роста - 4,4% ежегодно. Однако 1987 г. в этом смысле был переломным, так как уже в следующем году началось снижение темпов роста. В 1987 г. достаточно резко снизилась и без того невысокая эффективность производства: упали темпы прироста производительности труда к уровню 1986 г. с 2,9% до 1,8%, продолжалось падение фондоотдачи. В то же время в экономике ДВР стали особенно заметно проявляться тенденции, которыми характеризуется инфляционный процесс: при снижении производительности труда резко увеличились темпы прироста прибыли (на 7,0% в 1986 г. и на 5,6% в 1987 г.) и заработной платы (на 2,7% в 1986 г. и на 7,0% в 1987 г.).

В этих условиях произошло падение прироста промышленного производства в 1988 г., а затем экономика ДВР попала в состояние затяжного кризиса, который охватил практически все отрасли промышленности ДВР и другие сферы.

Традиционно наиболее болезненной сферой экономики в регионе является топливно-энергетический комплекс, от состояния которого зависит не только промышленное, но и социальное развитие. Энергетика в настоящее время оказалась в тяжелейшем положении. На начало 1990 г. суммарный дефицит генерирующих мощностей составил более 600 тыс. киловатт. Но, несмотря на это, запасы угля на электростанциях снизились против нормативных на 14%. Социальная программа практически осуществлялась только в 1988г., когда был достигнут реальный сдвиг по единственному важнейшему компоненту - строительству жилья. Однако нерешенность вопросов с развитием и модернизацией строительной и энергетической базы региона, осложнения с финансовыми ресурсами привели не только к приостановке, но и абсолютном} сокращению деловой активности в этой сфере. Несмотря на то, что программа носила статус государственной программы и предполагалось выделение из централизованных источников почти 200 млрд.руб капитальных вложений за 15 лет, на регион уже в 1989 г. было распространено ограничение капитальных вложений. Министерства и ведомства, которые являлись реальными распорядителями ресурсов, ссылаясь на переход к рыночным отношениям и хозрасчетную самостоятельность предприятий, фактически уклонились от выполнения программы. Источников финансирования производственных, инфраструктурных и социальных программ у самого региона практически отсутствовали. Длительный эксперимент по превращению ДВР в сырьевую провинцию страны на основе монопродуктовой экономики, перекачивания доходов от эксплуатации природных ресурсов в государственный бюджет и бюджеты министерств, монополизировавших контроль над природными ресурсами региона, финансирование социальных и инфраструктурных программ по остаточному принципу привел к сокращению запасов природных ресурсов, которые могут быть добыты традиционными методами, и к кризису в экономической и социальной сферах, который особенно сильно стал развиваться после 1990 г.

Военная  реформа.
Все реформы Петра, экономические, финансовые, административные, судебные, помимо общего, стратегического замысла – перестройка жизни государства на новых началах, приближение России к общеевропейскому уровню, в значительной степени имели ...

Управление уделом
Доказав свою храбрость в бою, Хубилай мог теперь переключить свое внимание на дела управления. Завоевание Дали имело, в частности, еще и то следствие, что владения Хубилая значительно расширились, охватив многие области современных провин ...

Петр I
Петр I Великий [30 мая (9 июня) 1672, Москва — 28 января (8 февраля) 1725, Санкт-Петербург], российский царь с 1682 (правил с 1689), первый российский император (с 1721), младший сын Алексея Михайловича от второго брака с Н. К. Нарышкиной ...