История » Идеи Джавахарлала Неру » Взгляды Джавахарлала Неру на формирование и развитие общественно-политических систем

Взгляды Джавахарлала Неру на формирование и развитие общественно-политических систем

В подразделе рассматриваются теоретические аспекты политической истории в трудах Неру, освещают ретроспективные взгляды Неру на демократию и изучение им исторического опыта государственного строительства.

По мнению Неру, социокультурные факторы должны быть движущей силой политической деятельности людей. Отсутствие любых проявлений демократии в период феодализма Неру связывал с политическим господством церкви и считал божеское право королей анахроническим. Природу власти Неру рассматривал как извечно порочную, и был уверен в том, что ни один человек, насколько большой она не является, не повинная стоять вне критики. Неру понял, что “фашистский метод”, который заключается в создании широкого массового движения, может не вступать в споры с “демократическим методом”, который предусматривает принуждение меньшинства большинством[6].

Его категорическое неприятие фашизма объясняется тем, что он связывал либерально гуманистическую традицию ХІХ ст. в большей мере с марксизмом, чем с фашизмом. Неру сформулировал моральный подход к политике и был негативно настроен относительно авторитарной системы правления. Политическим кредо Неру были высокие моральные принципы, которые неминуемо оправдывают себя в глобальной исторической перспективе. В результате исторических исследований понятия демократии в его мировоззрении испытало значительную трансформацию от формальной демократии 20-х – конца 30-х годов к политической демократии, синтезированной с экономической демократией в следующем периоде. Окончательное понимание демократии Неру проявилось в 50-ые годы в форме демократического социализма, в котором основной акцент, как и в историческом социализме Неру, был сделан на социокультурном аспекте. Субъектом демократии Неру считал доминирующий средний класс, но в то же время предостерегал от желания принятие коммунистических представлений о демократии, где масса является метафизическим понятием. В связи с этим, Неру не идеализировал закон, установленный даже демократическим путем, и считал необходимым применение контроля над законодательной деятельностью. Осознание растущей власти науки и просветительства позволило ему допустить, что в перспективе политические изменения будут происходить в направлении “демократически запланированного коллективизма”. Неру считал, что община в Индии была основой политической системы, и потому в будущем она должна стать административной и избирательной единицей в пределах более широкой политической системы. Такое негативное явление в государственном управлении как бюрократизм, Неру связывал с безответственностью чиновников перед народом и ограниченностью их мировоззрения. Он считал, что когда бюрократический подход в государстве становится господствующим, то возникает бюрократическая и деспотическая система, которая становится ускорителем последующей бюрократизации служащих.

Единственным путем борьбы с бюрократией и коррупцией Неру считал брахманизацию духу государственных служащих, то есть значительное повышение их морально-этического уровня, и потому обнаруживал некоторую склонность к элитаризму. Неру был уверен, что целью любых политических изменений, в конце концов, должно быть повышение жизненного уровня масс, обеспечения промышленного и культурного развития нации[7].

Он отмечал, что прогресс стал общим делом, и если люди откажутся от международного единства и некоторой международной организации, то, по его мнению, должны возникнуть наднациональные районы, которые будут функционировать как одно огромное государство. На фундаментах своих общественно-политических исследований Неру пришел к выводу, что основой политического единства выступает единство историческая и эмоциональная.