История » Идеи Джавахарлала Неру » Влияние общественно-политических взглядов на государственную деятельность Джавахарлала Неру.  Джавахарлал Неру и модернизация Индии

Влияние общественно-политических взглядов на государственную деятельность Джавахарлала Неру.  Джавахарлал Неру и модернизация Индии

Подраздел освещает осуществление социально-экономической модернизации Индии под руководством Неру, изучается связь общественно-политических взглядов Неру с политической модернизацией Индии.

Неру целеустремленно и последовательно осуществлял свой социально-экономический курс на создание государственного сектора и кооперацию сельского хозяйства в Индом.

Под его руководством развернулась широкая индустриализация Индии, создавался мощный государственный сектор индийской экономики. Благодаря осуществлению политики импортозамещения в начале 60-х годов правительства Индии удалось в некоторой степени сократить удельный вес дефицита торгового баланса. Курс Неру на введение сельхозкооперации был магистральным путем проведения ускоренной модернизации сельского хозяйства и должен был обеспечить преодоление дуализма индийской экономики и успешное осуществление индустриализации Индии. Неру активно выступал за развитие общей обработки земли, но считал, что на данном историческом этапе коллективная обработка земли менее эффективна в производственном отношении.

Понимание Неру демократического социализма как синтезу политической и экономической демократий наложило непосредственный отпечаток на второй пятилетний план. В нем кооперативное сельское управление (политическая демократия), в сущности, приравнивалось к земледельческим кооперативам (экономическая демократия). Валютный кризис 1957 –1958 гг. не позволила Неру начать переход к ускоренной индустриализации – идее, которую он вынашивал в течение 30, - 40-ым гг

Основная ошибка Неру была в том, что он проигнорировал необходимость размораживания золотого запаса, которое должно было резко повысить инфляционные ожидания и помешать возникновению валютного кризиса. Невзирая на взрыв рождаемости в начале 50-х годов и, как следствие, падения показателя национального дохода (НД), Неру удалось достичь долгосрочного прироста чистого национального продукта (ЧНП), – показателя, который более верно отображает уровень благосостояния людей в условиях дуальной экономики. Неру хотел создать общество, где народ будет выступать инициатором позитивных превращений, а не государство, которое в большинстве случаев является единственным организатором и проводником радикальных превращений.

Наиболее важны рычаги власти приводились в действие под воздействием индийского неотрадиционализма, который способствовал сочетанию принципов традиционной и харизматичной власти и ограничивал потенциальные возможности рационально легальной власти, которая была дискредитированной за годы колониализма. Потому парламентскую демократию (механизм действия политической демократии) Неру решил покорить интересам исполнительной власти, которая, согласно с традицией, была монополией Индийского национального конгресса (ИНК). Неру рассчитывал реализовать свою концепцию демократического социализма не столько путем парламентской демократии, которая для него превратилась в рычаг власти, сколько через развитие демократии на местном уровне. Таким образом, постепенно шел процесс укрепления центральной власти в большей мере, чем это предусматривалось Конституцией Индии. Основными рычагами усиления власти Неру были мажоритарная система и Высшее руководство (High Command)[8].

Комплексный исторический подход к национализму позволил Неру в период пребывания при власти направлять регионализм руслом национализма, то есть совмещать процесс пробуждения национального самосознания у индийских этносов с высшей целью – развитием загальноиндийской национального самосознания, которое, в свою очередь, укреплялось принципами интернационализма. В исторической перспективе Неру отводил национализму достаточно высокое, почетное место, которое тот должен был занимать в процессе социализации международной структуры.

Структура Вооружённых сил Российской Федерации.
Вооруженные Силы состоят из трех видов Вооруженных Сил, трех родов войск, Тыла Вооружённых Сил, Службы расквартирования и обустройства Министерства обороны, железнодорожных войск и других войск, не входящих в виды Вооруженных Сил. ...

Генеральный регламент
Деятельность коллегий определял Генеральный регламент, утверждённый Петром I 28 февраля 1720 года (утратил значение с изданием Свода законов Российской империи). Полное название этого нормативного акта: «Генеральный регламент или устав, ...

Преображенский приказ и Тайная канцелярия
Основание Преображенского приказа относится к началу царствования Петра I (учреждён в 1686 году в подмосковном селе Преображенском); сначала представлял род особой канцелярии государя, созданной для управления Преображенским и Семёновским ...