История » Внутригосударственное положение России в конце XV–XVI вв. » Завершение объединения русских земель. Международное положение России в конце XV - первой трети XVI веков

Завершение объединения русских земель. Международное положение России в конце XV - первой трети XVI веков
Страница 1

В конце XV - начале XVI века государственное устройство еще сохраняло многочисленные черты дворцово-вотчинной системы управления, характерное для феодальной раздробленности. Продолжение дальнейшего объединения и консолидации Северо-Восточной Руси требовало централизации государственного аппарата. Проведение этой политики активно развернулось в конце XV -

начале XVI

века, т.е. вскоре после того, как эти земли были объединены вокруг Москвы. Главной опорой великокняжеской власти в деле дальнейшего укрепления государства стало растущее дворянство, а также торгово-ремесленное население городов.

В конце XV - начале XVI

века в составе Московского государства продолжали оставаться отдельные территории, которые сохраняли старые традиционные формы управления, - удельное княжество Волоцкое, полусамостоятельное Рязанское княжество и Псковская феодальная республика. В 1504 году были образованы новые уделы - Дмитровский, Калужский, Старицкий и Углицкий для младших сыновей Ивана III. Эти уделы и княжества были характерным пережитком феодальной раздробленности и предпосылками для новых феодальных войн и различных смут. Перед центральной властью стояла важная задача - ликвидировать эти очаги вероятной феодальной анархии.

Верховная власть в Русском государстве конца XV - начала XVI веков принадлежала великому князю и Боярской Думе. Дума была представительным советом высшей феодальной аристократии и существенно ограничивала власть великого князя. Важнейшие государственные решения по вопросам внешней политики, суда, законодательства великий князь не мог принять без одобрения Думы. Порядок получения места в Думе, как и вообще порядок занятия высших административно-государственных и военных должностей, определялся системой местничества, т.е. положением феодала на сословно-иерархической лестнице. Такое положение зависело в первую очередь от принадлежности феодала к тому или иному знатному роду, частично от личных заслуг феодала и предков. Следствием стало преобладание в Думе и вообще в государственном аппарате представителей боярской аристократии. Потомки знатных родов зачастую были озабочены больше спорами о выяснении древности своего рода, чем о реальных государственных делах. При заседании Боярской Думы далее близость места к монарху определялась "породой". Боярская Дума состояла из сравнительно ограниченного круга бояр и окольничих. Например, в 1533 году в ее состав входило 12 бояр и 3 окольничих. Как правило, они происходили из черниговско-северских князей (Глинские и др.), Гедиминовичей - потомков великого князя литовского Гедимина (Вельские, Голицыны, Хованские и др.) либо из росхово-суздальских княжат (Ростовские, Шуйские и др.), либо из старомосковского боярства (Морозовы, Захарьины-Юрьевы, Воронцовы). Между ними шла постоянная борьба за чины, звания, места при дворе.

В своем стремлении ослабить аристократический состав Боярской Думы Иван III (1462 - 1505) и Василий III (1505-1533) привлекали к участию в ее заседаниях дьяков, ведавших делопроизводством Думы и получивших позднее название "думных дьяков", а также наиболее преданных великому князю дворян, которые впоследствии стали именоваться "думными дворянами".

Страницы: 1 2 3

Исторические взгляды М. А. Корфа
М. А. Корф был историком официозного направления, однако он не совсем вписывается в «реакционное» направление. В 1861 Корф был начальником II Отделения имперской канцелярии, с 1864 возглавил Департамент законов Государственного совета, с ...

Место белого движения в общем противо-большевистском потоке и его организационная структура
В целом можно выделить четыре наиболее боеспособных группы: 1) войска бывших союзников по первой мировой войне вместе с чехословацким корпусом, поднявшим восстание против большевиков летом 1918 г.; 2) казачество; 3) армии, организованн ...

Государственная деятельность М. А. Корфа
Оценки государственной деятельности М. А. Корфа весьма противоречивы. И. В. Ружицкая считает его «человеком, осознающим необходимость перемен в стране, более того, активным участником ее переустройства. Это типичный представитель группы ...