Исторический ход перестройки
В целом экономические преобразования Горбачёва можно разделить на 3 этапа: 1. 1985-1986 г. – этап «улучшения социальных» на базе старых постулатов. Главная идея: социализм имеет огромные не использованные резервы, необходимо ввести их в действие, сделать рывок с соревновании с западом. 2. 1987-1989 гг. – этап либеризации экономики, введение элементов рыночной экономики. Цели – соединить социализм с рынком. 3. 1990 – 1991 гг. – этап углубления рыночных реформ, к сожалению так и не воплощённых в жизнь. В качестве стратегической задачи новой политике руководства был провозглашён курс «всемирной интенсификации производства на основе внедрения достижений научно-технического процесса, совершенствование, планирование и управление, укрепление организованности, дисциплины и порядка во всех отраслях экономики».
Первый год перестройки дал некоторые положительные результаты в экономике. Итоги развития народного хозяйства в 1986 году выглядели несколько лучше, чем в предыдущем. Однако ускоренного развития машиностроения не получилось. Несмотря на сообщение о росте производства, в стране усилился товарный голод. Дефицит государственного бюджета в 1985 г. Составил 17-18 млрд. руб., а в 1986 г. он вырос в 3 раза.
Заседания съезда должны были проводиться один раз в год. На нем избирался Верховный Совет СССР как постоянно действующий законодательный, распорядительный и контрольный орган. Верховный Совет состоял из двух палат: Совета Союза и Совета Национальностей. Они были равны по своему численному составу и равноправны. Съезд народных депутатов ежегодно должен был обновлять пятую часть Верховного Совета.
Большое количество депутатов, два органа - Съезд и Верховный Совет-все это делало структуру высших органов государственной власти громоздкой, неуклюжей и, в конечном счете, неэффективной. Подобная структура была создана специально, с тем, чтобы руководству легче было манипулировать депутатами, чтобы при необходимости блокировать деятельность демократически настроенных депутатов, прежде всего голосами тех, кто получил мандаты от общественных организаций.
Таким образом, к началу 1989 г. В СССР сложилась необычайно благоприятная социально-политическая ситуация и для перехода к рынку, и для развития государственного федерализма. Подписание нового Союзного Договора, на чём настаивали тогда республики Прибалтики, позволило бы не только перейти к осуществлению назревших политических и экономических реформ, но и сохранить единое государство.2
Наиболее распространенной и массовой формой общественно-политического движения стали народные фронты. Большинство из них были созданы в течение лета-осени 1988 г. Программные документы различных народных фронтов были во многом схожи, отражали популярные в массах идеи про ведения решительных реформ в экономической, политической и социальной жизни общества. Значительную общественную поддержку получили народные фронты в Москве, Ленинграде, Свердловске, Иркутске, Пскове, Орле, Ярославле, некоторых других городах.
Воссоединение Украины с Россией
В XVII в. украинские земли находились под властью Речи Посполитой. По Люблинской унии 1569 г. Великое княжество Литовское, куда входили украинские земли, объединилось с Польшей. После унии на украинских землях стали обосновываться польски ...
Законодательные источники
Одной из важнейших политических функций государства является право формулировать новые нормы жизни общества, издавать законы. Система законодательства непосредственно отражает деятельность государственных институтов по осуществлению этой ...
Распад СССР
Мощным фактором к распаду СССР стал национальный вопрос. Получив большие права республики начали заявлять о своем выходе из СССР.
23 августа Ельцин запрещает деятельность КПСС.
25 декабря 1991 г. Верховный Совет РСФСР принял решение р п ...