История » Сталинградские мемориалы » Панорама

Панорама

Художественная панорама «Разгром немецко-фашистских войск под Сталинградом» размещается в специально построенном здании, имеющем круглую форму. Со смотровой площадки открывается вид на художественное полотно первой советской и одной из крупнейших в мире панорамы, которая до сих пор остается единственной, написанной на тему Великой Отечественной войны.

На художественном полотне (а оно имеет длину 120м в окружности и высоту 16м, веся при этом около тонны!) запечатлен момент, в который наиболее ярко раскрывается суть завершающего этапа сражения – 26 января 1943 года бои шли на сравнительно небольшом пространстве, где концентрация и плотность войск были особенно велики. Смотровая площадка панорамы условно находится на вершине Мамаева кургана, на одном из городских бетонных водоотстойников.

Полотно воспроизводит не только отдельные эпизоды сражения и героические подвиги советских воинов, но и достоверно раскрывает стратегический план завершающего удара в Сталинграде, четко показывая направление военных действий всех армий, участвовавших в разгроме на заключительном этапе Сталинградской битвы. Размеры панорамы позволили свободно разместить, не искажая исторической правды, всю общую картину битвы, развернувшуюся на большом пространстве.

Между смотровой площадкой и картиной находится предметный план – рельефный макет местности и предметов, занимающий свыше 1000 квадратных метров и приближающий зрителя к обстановке боя: он изрезан окопами, ходами сообщений, изрыт воронками от снарядов и бомб. С помощью специальных художественных приемов переход от предметного плана к холсту делается незаметным. Предметный план, входя в общее композиционное решение, играет подчиненную роль и является дополнением к живописному образу.

На сегодняшний день панорама «Разгром немецко-фашистских войск под Сталинградом» является ярким примером советского изобразительного искусства и советской панорамной школы. Панорама является не только историческим памятником событий Сталинградской битвы, но и памятником культуры времени, когда она создавалась (от ее замыслов в 1943-44 гг. до ее открытия в 1982 г). Панорама вобрала в себя все достоинства и недостатки целой исторической эпохи.

В настоящее время панорама является памятником живым и павшим: тем, кто с оружием в руках у стен Сталинграда стоял насмерть и одержал великую победу, и тем, кто создавал, творил, строил.

Сталинградская битва
Гулко катился в кровавой мгле Сотой атаки вал. Злой и упрямый, по грудь в земле, Насмерть солдат стоял. Знал он, что нет дороги назад - Он защищал Сталинград. Смерть подступила к нему в упор. Сталью хлестала тьма. Артиллерист, пех ...

Развитие государства при Карле Великом.
Восстановление и строительство дорог и мостов, заселение заброшенных земель и освоение новых, возведение дворцов и церквей, введение рациональных методов агрикультуры - таков далеко не полный перечень заслуг Карла Великого. Он воздвиг мо ...

Укрепление великокняжеской власти
Об укреплении самодержавной власти русских государей свидетельствовала торжественная церемония венчания шапкой Мономаха Дмитрия - внука государя Ивана III (сына рано умершего наследника Ивана Ивановича Молодого), состоявшаяся в феврале 14 ...