История » Сталинградские мемориалы » Панорама

Панорама

Художественная панорама «Разгром немецко-фашистских войск под Сталинградом» размещается в специально построенном здании, имеющем круглую форму. Со смотровой площадки открывается вид на художественное полотно первой советской и одной из крупнейших в мире панорамы, которая до сих пор остается единственной, написанной на тему Великой Отечественной войны.

На художественном полотне (а оно имеет длину 120м в окружности и высоту 16м, веся при этом около тонны!) запечатлен момент, в который наиболее ярко раскрывается суть завершающего этапа сражения – 26 января 1943 года бои шли на сравнительно небольшом пространстве, где концентрация и плотность войск были особенно велики. Смотровая площадка панорамы условно находится на вершине Мамаева кургана, на одном из городских бетонных водоотстойников.

Полотно воспроизводит не только отдельные эпизоды сражения и героические подвиги советских воинов, но и достоверно раскрывает стратегический план завершающего удара в Сталинграде, четко показывая направление военных действий всех армий, участвовавших в разгроме на заключительном этапе Сталинградской битвы. Размеры панорамы позволили свободно разместить, не искажая исторической правды, всю общую картину битвы, развернувшуюся на большом пространстве.

Между смотровой площадкой и картиной находится предметный план – рельефный макет местности и предметов, занимающий свыше 1000 квадратных метров и приближающий зрителя к обстановке боя: он изрезан окопами, ходами сообщений, изрыт воронками от снарядов и бомб. С помощью специальных художественных приемов переход от предметного плана к холсту делается незаметным. Предметный план, входя в общее композиционное решение, играет подчиненную роль и является дополнением к живописному образу.

На сегодняшний день панорама «Разгром немецко-фашистских войск под Сталинградом» является ярким примером советского изобразительного искусства и советской панорамной школы. Панорама является не только историческим памятником событий Сталинградской битвы, но и памятником культуры времени, когда она создавалась (от ее замыслов в 1943-44 гг. до ее открытия в 1982 г). Панорама вобрала в себя все достоинства и недостатки целой исторической эпохи.

В настоящее время панорама является памятником живым и павшим: тем, кто с оружием в руках у стен Сталинграда стоял насмерть и одержал великую победу, и тем, кто создавал, творил, строил.

Выражение в литературе.
Произведения Солженицына могут быть разделены на две основные группы. Они примерно равны по объему, но не по своему значению. Его повести и романы "Один день Ивана Денисовича", "Раковый корпус", "В круге первом&qu ...

Предпосылки возникновения древнерусского государства
Расположенное на великой Восточно-Европейской равнине Древнерусское государство с момента его образования являлось одним из крупнейших государств того времени и сыграло важ­ную роль в истории не только народов России, но и народов Централ ...

Реформы Петра I
Преобразования, проведенные на рубеже двух столетий, носили характер первичный, предварительный. Более глубокие реформы начались позднее, после побед под Лесной и Полтавой. Экономическое развитие. Основа основ жизни всякого государства — ...