История » Сталинградские мемориалы » Панорама

Панорама

Художественная панорама «Разгром немецко-фашистских войск под Сталинградом» размещается в специально построенном здании, имеющем круглую форму. Со смотровой площадки открывается вид на художественное полотно первой советской и одной из крупнейших в мире панорамы, которая до сих пор остается единственной, написанной на тему Великой Отечественной войны.

На художественном полотне (а оно имеет длину 120м в окружности и высоту 16м, веся при этом около тонны!) запечатлен момент, в который наиболее ярко раскрывается суть завершающего этапа сражения – 26 января 1943 года бои шли на сравнительно небольшом пространстве, где концентрация и плотность войск были особенно велики. Смотровая площадка панорамы условно находится на вершине Мамаева кургана, на одном из городских бетонных водоотстойников.

Полотно воспроизводит не только отдельные эпизоды сражения и героические подвиги советских воинов, но и достоверно раскрывает стратегический план завершающего удара в Сталинграде, четко показывая направление военных действий всех армий, участвовавших в разгроме на заключительном этапе Сталинградской битвы. Размеры панорамы позволили свободно разместить, не искажая исторической правды, всю общую картину битвы, развернувшуюся на большом пространстве.

Между смотровой площадкой и картиной находится предметный план – рельефный макет местности и предметов, занимающий свыше 1000 квадратных метров и приближающий зрителя к обстановке боя: он изрезан окопами, ходами сообщений, изрыт воронками от снарядов и бомб. С помощью специальных художественных приемов переход от предметного плана к холсту делается незаметным. Предметный план, входя в общее композиционное решение, играет подчиненную роль и является дополнением к живописному образу.

На сегодняшний день панорама «Разгром немецко-фашистских войск под Сталинградом» является ярким примером советского изобразительного искусства и советской панорамной школы. Панорама является не только историческим памятником событий Сталинградской битвы, но и памятником культуры времени, когда она создавалась (от ее замыслов в 1943-44 гг. до ее открытия в 1982 г). Панорама вобрала в себя все достоинства и недостатки целой исторической эпохи.

В настоящее время панорама является памятником живым и павшим: тем, кто с оружием в руках у стен Сталинграда стоял насмерть и одержал великую победу, и тем, кто создавал, творил, строил.

Экономика БССР в период НЭПа
После окончания гражданской войны Советское государство оказалось в кризисном состоянии. Перспективы мировой революции становились все более призрачными. Страна оказалась в политической изоляции. Правящая партия теряла доверие масс. Резул ...

Выводы. Обобщенная характеристика политических идей Джавахарлала Неру
Частичное несовпадение развития исторических и политических взглядов Неру обусловило неверную, но господствующую в отечественной и зарубежной историографии точку зрения о противоречивости его мировоззрения в целом. Неру сформулировал мора ...

Интенсивное восстановление и развитие хозяйства Дальнего Востока в 20-40-ые годы
Для периода до 1923 г характерны более быстрые темпы восстановления и развития хозяйства ДВР, чем в среднем по стране и в сопредельных регионах Сибири. Развивались угольная промышленность, электроэнергетика, было начато строительство совр ...