История » Духовная культура палеонтропов » Погребения

Погребения

Появление духовной культуры как специфической области деятельности тесно связано с развитием мышления и самосознания. Поэтому появление ее мы можем с уверенностью связывать только с человеком разумным.

Захоронения палеонтропов, зачатки искусства говорят о том, что уже палеонтропы были способны к абстрактному мышлению, обладая самосознанием, индивидуальным и общественным. Погребение умерших сопровождалось обрядом: тело хоронилось в специально вырытых ямах в позе спящего человека, в могилу опускались каменные орудия, мясо, полевые цветы. Все это свидетельство того, что древний человек придавал особое значение жизни и смерти и, возможно, задумывался о загробном существовании.

Мировоззрение человека эпохи позднего палеолита усложнилось. Получил распространение культ охотничьей магии, в основе которого лежала вера в получение власти над животным через овладение его образом-символом. Полагают, что универсальным орудием магии было появившееся в это время яркое первобытное искусство.

Представления о душе и загробной жизни человека как продолжении земного существования вели к появлению сложных обрядных церемоний. Тело умершего посыпали красной охрой, грудь украшали ожерельями из просверленных раковин и клыков хищника, ноги - браслетами из бивней мамонта, одежду расшивали гирляндами бус. Вместе с погребенным клали изделия из кремня и кости. По сравнению с памятниками предыдущего периода стоянок этого времени обнаружено мало. В Восточном Казахстане известны стоянки Канай, Свинчатка, Пещера и Ново-Никольское7. Наибольший интерес представляет стоянка у деревни Пещера.

С 1980 по 1983 гг. велись раскопки на Иртыше - стоянке Шульбинка, обнаруженной в Ново-Шульбинском районе Семипалатинской области. Среди 5000 каменных изделий в большом количестве присутствуют скребки на отщепах и пластинах, острия, резцы, проколки, нуклеусы разновидных форм и отходы производства. Кроме каменных изделий обнаружены очаги, сложенные из галек, слой золы, а вокруг очага на значительном расстоянии находились темные пятна небольшого диаметра и округлой формы. Не исключена возможность, что это остатки деревянных столбов, являвшихся основой жилища. Удобное расположение местности, высокая терраса, река, лес - все это притягивало человека, а спасаясь от палящего солнца и дождя в летнее время, он строил себе легкие временные жилища, о чем свидетельствуют темные пятна и очаги. Помимо культурно-бытовых остатков обнаружено погребение человека, который был помещен в скорченном положении на левом боку и ориентирован головой на запад. Скелет очень плохой сохранности, поскольку залегал неглубоко, но сам факт нахождения его заслуживает внимания. Основным сырьевым материалом для изготовления орудий на стоянке Шульбинка служили халцедон, яшма, кремень и горный хрусталь.

На территории Казахстана обнаружено пока несколько неолитических погребений, в основном в Северном Казахстане. Ни одно из захоронений не имеет внешних признаков на поверхности. Во всех могилах вместе с костями лежали наконечники стрел, что указывает не только на то, что наши предки занимались охотой, но и на то, что они вступали в частые военные конфликты. В погребениях мало керамики, а в некоторых ее нет вовсе.

Тесные культурно-хозяйственные связи, существовавшие в пределах мира охотников и рыболовов, ярко отразились в археологических материалах. Наиболее четко они могут быть прослежены с племенами кельтеминарской культуры, или кельтеминарской культурной общности, обитавшими в северных областях Средней Азии. Рельефнее всего проступают у племен Южного и особенно Западного Казахстана. Цепочки древних контактов уходят и далеко на север и северо-запад в Приуралье и Западную Сибирь, проявляясь в особенностях форм кремневых орудий и в типах орнаментированной глиняной посуды. Культура племен Северного и Восточного Казахстана, обнаруживая признаки сходства с культурой населения Средней Азии, в то же время была более близка к алтайским и прибайкальским племенам новокаменного века. Сохраняя специфику и своеобразие культурных традиций, неолитические племена Казахстана развивались, таким образом, в тесном взаимодействии с племенами соседних регионов и областей.

Правление Ивана II Асеня
Иван II Асень (1218-1241) начал свое правление с разгрома боярской оппозиции. В этой борьбе он опирался на мелких феодалов и богомильские общины. Во внешней политике Иван II Асень продолжил завоевания, начатые Калояном. Почти без боев он ...

Тимур и мамелюки.
Со стороны Ближнего Востока Тимуру противостояли две крупные мусульманские силы: мамелюки и Османская империя. Империя мамелюков, распространившая свое влияние на Египет и Сирию, была в основном, военным государством, посадив на трон сво ...

Греция в IV в. до н. э.. Философия. Платон, Аристотель.
IV век оказался очень плодотворным периодом для развития культуры, особенно философии, ораторского искусства. В это время были созданы две самые известные философские системы - Платона и Аристотеля. Платон (426-347 гг.) принадлежал к знам ...