История » Власть и общество в XVII в. » Классовые противоречия

Классовые противоречия
Страница 1

Развитие страны имело весьма противоречивый характер. С одной стороны, заметно шагнули вперед хозяйство и культура, особенно в середине — второй половине столетия. С другой — сильно ухудшилось положение народных масс. Прежде всего, это коснулось различных категорий крестьянства, которое составляло большинство населения (90%) и являлось основным производящим классом феодальной России. В первые годы правления Михаила Романова большое число черносошных и дворцовых крестьян передали служилым людям, тем самым превратив их в крепостных. То же продолжалось и позднее. В целом в первой половине столетия свободу потеряли десятки тысяч крестьян. Крепостные не только вносили платежи, исполняли разные повинности в пользу феодалов, но и несли тягло в пользу государства.

Большая часть прямых налогов, поступивших в казну, вносилась теми же крестьянами. Государству на ведение войн, нужды госаппарата, перестройку армии и т. д. нужно было все больше средств. В первой половине века основной налог — стрелецкий хлеб и стрелецкие деньги (на содержание стрелецкого войска) — вырос более чем в два с половиной раза. В это время наблюдается имущественное расслоение среди крестьян. Выделяются «прожиточные» люди, богатевшие на торговых операциях, промыслах, откупах. А многие крестьяне беднели, становились «вольными и перехожими людьми», бродягами, бобылями, наймитами у служилых людей, у собратьев-крестьян.

Подобная социальная мобильность зависимых людей не устраивала феодалов, и они в течение нескольких десятилетий засыпали правительство челобитными с просьбами об увеличении срока сыска беглых крестьян. В 1619г. власти восстанавливают 5-летний срок сыска беглых, не соблюдавшийся в «смутные» годы. В 1638 г. ввели 10-летний срок для помещичьих и монастырских крестьян, в 1640—1641 гг.— общий срок в 10 лет для всех беглых и в 15 лет для вывезенных крестьян. Наконец Соборное уложение 1649 г. положило конец всем колебаниям — бессрочный сыск беглых делал всех частновладельческих, монастырских, дворцовых крестьян «крепкими» своим владельцам. Начались массовые сыски беглых, которые продолжались всю вторую половину столетия.

Крестьяне всеми силами сопротивлялись закрепощению все нбвых масс своих собратьев. Они бежали на окраины или в соседние уезды, даже за рубеж, переходили в посадские люди, казаки, служилые люди. Крестьяне предпринимали более активные, открытые выступления, нередко совместно с посадскими людьми (во время городских восстаний). Большинство среди посадских людей составляли «молодщие» и «средние» люди. Все посадские люди выступали как единое сословие против тяжёлых налогов, служб, за монополию в торговле, за ликвидацию белых свобод и мест, в которых их конкурентами были принадлежавшие феодалам, светским и духовным, крестьяне, холопы и др., не платившие налоги в казну.

Посадские люди вносили многие налоги: прямые (стрелецкие, ямские и другие деньги), косвенные (таможенные, кабацкие и др.), экстренные сборы {пятая деньга и др.). Во время войн появлялись дополнительные сборы (например, «солдатские» или «немецкие кормы» в годы Смоленской войны), мобилизовались люди (по 4 чел. с сохи), лошади, подводы (по 1 тыс. подвод с Москвы, 987—с остальных городов). С 1631 г. этих даточных, или посошных, людей посадские и волостные жители нанимали за свой счет ежегодно. К этим тяготам прибавлялись гнет, поборы, насилия местной администрации — воевод и их помощников. Они заставляли работать на себя посадских людей, брали с них деньги, продукты. Посадская реформа 1649—1652 гг. (ликвидация белых слобод, перевод многих беломестцев в посадское тягло), уменьшение налоговых ставок с посадских по реформе 1679—1681 гг. внесли некоторое успокоение в их среду.

Страницы: 1 2

Культура Болгарии
В целом, начавшиеся в 1878 г. перемены, охватили все стороны жизни болгарского общества, включая традиции и нравы. С появлением болгарского национального государства началось становление системы образования. В соответствии с Тырновской к ...

Густинская летопись о культуре, религии и восприятии природных явлений.
Благодаря Густинской летописи до нас дошли сообщения о культуре, верованиях и толковании природных явлений славянами того времени. Вероятно, Велес и податель богатства (через скот, основное богатство кочевых племен - «бог скотов» («О идо ...

Религиозные представления
Славяне были язычниками. Они обожествляли силы природы и поклонялись им. Самыми древними божествами были Род и Рожаницы. Род – бог вселенной, живущий на небе и давший жизнь всему живому. Позже – это прозвание Перуна как представителя твор ...