История » Духовная культура палеонтропов » Искусство

Искусство

Вероятно, только в верхнем палеолите возникает искусство. Почти одновременно появляются живопись, скульптура, гравюра, орнамент. Есть свидетельства о существовании музыкальных инструментов и танцев. Палеолитическое искусство поражает нас своим мастерством, выразительностью, своей эмоциональной окрашенностью, экспрессией.

Особенно выразительны пещерная живопись, скульптура и гравюра. Пещерная многоцветная живопись с ее динамизмом, реализмом и декоративными композициями особенно потрясает зрителя. Основными сюжетами были образ зверя, в меньшей степени человека (чаще женщины). Сложные групповые композиции, объединенные сюжетом, встречаются редко.

Появилась возможность предварительного районирования типов памятников искусства. Так, пещерная живопись встречается главным образом в Западной Европе - во Франции, Испании и Италии. На территории СССР пока известен лишь один памятник пещерного искусства - Каповая пещера на Урале. В Средней и Восточной Европе более характерна мелкая пластика (фигурки животных и птиц, женские статуэтки) и геометрический орнамент. То же типично и для памятников Сибири. На юге (Ближний Восток, Крым, Кавказ) памятники искусства в палеолите редки.

Содержание палеолитического искусства достаточно сложно и не ограничивается только кругом охотничьей магии. Многие исследователи видят в нем даже запись космологических представлений палеолитического человека. Большое место в творчестве палеолитического человека играет образ женщины. Ее скульптурные изображения известны в Европе и в Сибири. Обычно в изображении женщины видят сложный образ прародительницы - хозяйки зверей, охранительницы очага, повелительницы стихий. В последнее время предпринимаются попытки извлечь из палеолитического искусства зафиксированные в нем рациональные знания: знакомство со счетом, наличие календаря и т. п.

Существовали у палеотропов и другие ритуалы, в частности охотничьи. Так, во многих пещерах найдены аккуратно сложенные черепа медведей и других животных, использовавшихся в ритуальных целях. В это же время начинает зарождаться искусство в виде костяных амулетов, схематических рисунков.

Однако подлинного расцвета доисторическое искусство достигает с появлением современного человека. Круг произведений был широк: гравюры животных и людей, глиняные и костяные скульптуры и рельефы, рисунки охрой и древесным углем. При изображении животных древние мастера достигли удивительного реализма. В то же время идет схематизация рисунков, вплоть до превращения в символы.

Эпоха современного человека - время развития языка, рационального знания, религии. В языке человека начинают появляться абстрактные, обобщенные понятия, что было очень важно для накопления и обмена информацией. Постепенно накапливались знания по географии, зоологии, медицине. Получают распространение ранние формы религии - магия, анимизм, тотемизм, фетишизм.

С переходом к производящему хозяйству, накоплением положительных знаний расширяется круг духовной культуры человека. Земледелие стимулировало рост знаний по агротехнике и ботанике, скотоводство - по селекции и зоологии. Потребности производства ведут к появлению математических знаний и счетных систем. Получает распространение пиктография - рисуночное письмо. В изобразительном искусстве продолжается переход к условности и символизации изображения, что ведет к появлению орнамента.

Югославянские земли в начальный период первой мировой войны. 1914-1915 гг.
События начала века во многом обусловили возникновение новых вооруженных конфликтов на Балканах. Боснийский кризис 1908 г., балканские войны, постепенно растущая напряженность в отношениях между Австро-Венгрией и Сербией, противоречия меж ...

Сенат при Екатерине II и Павле I
По вступлении на престол императрицы Екатерины II Сенат снова становится высшим учреждением в империи, ибо совет прекращает свою деятельность. Однако роль Сената в общей системе государственного управления существенно изменяется: Екатерин ...

Время боли и надежд.
Рождение Цесаревича наполнило жизнь Царской Семьи радостью, но и волнениями. Особенно сильно за судьбу Алексея Николаевича переживала Александра Фёдоровна. Она так давно и так страстно ждала мальчика, так молила Господа ниспослать Им благ ...