История » Сталинградские мемориалы » Мамаев курган

Мамаев курган
Страница 1

Тишина на Мамаевом…

Строго и свято.

Жизнь отсюда до дна,

До кровинки видна:

У нее на посту -

Сталинграда солдаты,

Это память людская -

Бессмертна она.

Не счесть на земле нашей курганов и высот, хранящих славные подвиги защитников Родины. Но есть одна легендарная высота, известная всему миру.

Мамаев курган… Деревья на склонах, посаженные гостями города-героя. Солдаты, застывшие навечно в гимнастерках из бронзы и камня. Молчат гранитные плиты, и только – шаги, шаги. Летом и зимой. В любой день года.

Наверх, к мемориалу, ведет торжественная лестница. Поднимаешься по ней и чувствуешь, как все труднее брать ступени. Не потому, что устал, - тяжесть давит душу, и ты словно испытываешь свою вину перед солдатами, сложившими здесь головы за тебя. Они погибли, а ты живешь, радуешься… А всегда ли помнишь о них?

Весь мемориальный комплекс, от подножия до самой вершины, напоминает о том, что защитники Сталинграда были сильнее смерти, призывает хранить светлую память о них. В зареве пожарищ, в несмолкаемом грохоте разрывов они сражались за каждый дом, за каждую пядь земли, выстояли и победили.

Путь наверх начинается у подножия, где установлены памятные знаки городов-героев. Дальше – подъем. Первая, самая высокая лестница, ведет на Аллею пирамидальных тополей. Высокие стройные тополя живыми стенами отделяют величественный подъем от шума и суеты города, заставляя посетителей сосредоточиться на торжественности и серьезности их пути.

Миновав лестницу, попадаешь на площадь «Стоим насмерть». Она посвящена началу битвы, когда в приказе верховного главнокомандующего Сталина прозвучали слова: «Ни шагу назад! Стоять насмерть!» Именно эти слова присутствуют на одноименном постаменте. Солдат, сжимая в руках автомат, заслоняет своей грудью разрушенный, сожженный, но сражающийся и непобедимый город. Лицо его сурово – он готов постоять за свою Родину, - могучие мышцы напряжены. За его спиной – стены-руины, рассказ о боях в Сталинграде.

Из кирпичных руин барельефных стен виднеются солдаты, орудия, слова призывов – все вперемешку. Именно такая атмосфера царила на кургане в далекие годы Сталинградской битвы. Аккомпанируя барельефному повествованию, звучат военные песни – «Священная война», «Темная ночь», «Землянка», слышится гул боя – треск пулеметной очереди, разрывы бомб и гранат, голос знаменитого диктора тех лет повествует о событиях битвы. Зрительное ощущение сливается со слуховым, оставляя глубокий след в душе.

Пройдя этот этап, оказываешься на площади Героев. Это место торжественных мероприятий - здесь принимают присягу молодые солдаты, здесь встречаются ветераны войны. И неспроста это так, ведь площадь Героев венчает громадное зеркало бассейна, в водной глади которого отражается непоколебимо спокойное небо – такое же непоколебимое, как жители Сталинграда – простые смертные, но полные отваги и решимости стоять до конца. Именно им посвящена эта площадь, именно их скульптуры обрамляют бассейн.

На дальнейшем пути к вершине кургана встречается сооружение. Снаружи - неприглядное – в серой бетонной стене чернеет прямоугольный проем входа, - но внутри – грандиозное. Это – Зал воинской славы.

Тонут в полутьме ступени лестницы, окаймленной полосами неровного бетона с вкраплениями грубого черного камня, напоминающего о бесчисленных осколках железа и обломках зданий, усеявших Сталинградскую землю. По контрасту с площадью Героев (на которой находится серое здание), с ее светом и живым зеркалом бассейна, особенно сурово и мрачно смотрится черно-серый колорит внутри входа в Зал воинской славы, а низкий нависающий потолок вызывает ассоциации с каким-то укреплением – дотом, блиндажом. Лишь в глубине над лестницей слабо мерцает золотистый круг – изображение медали «За оборону Сталинграда». Там, у этого мерцающего диска, поворот вправо, опять ступени – и, наконец, Зал воинской славы. В центре его – с факелом Вечного огня рука, словно передающая нынешнему поколению эстафету жизни, эстафету подвига. Пламя беспокойно колеблется, меняет цвет, то тускнеет, то вспыхивает ярче, его отблески играют на золотистой стеклянной мозаике стен, отсвечивают на черно-красной смальте траурных знамен с именами погибших. На стенах 34 знамени с 7200 имен. Это лишь небольшая часть павших под Сталинградом. За каждым именем стоят сотни и тысячи товарищей по оружию, сражавшихся за Родину и отдавших за нее свою жизнь. Над знаменами – черно-золотая лента советской гвардии, на ней надпись: «Да, мы были простыми смертными, и мало кто выжил из нас, но все мы выполнили свой патриотический долг перед священной Матерью-Родиной». На потолке изображены советские ордена, которыми награждали за воинские подвиги.

Страницы: 1 2

Конец опричнины
Опричнина была мерой сугубо политической, её задача сводилась к утверждению неограниченной единодержавной власти монарха. На шестом году опричнины царь, казалось бы, добился своего. Под тяжестью кровавого террора исчезли все видимые призн ...

Наследник отцовского дела
Окончил Коммерческое училище в Риге, где для изучения фабричного дела с 15 лет работал на фабрике отца. После смерти отца с 1864 управлял делами фирмы — до совершеннолетия (1867) под попечительством трех зятьев, затем самостоятельно. В 18 ...

""Русский вопрос" к концу XX века".
Убежденность в том, что сегодня история поставила Россию перед неотложным выбором, Александр Солженицын, опубликовавший в 1994 г. статью под названием ""Русский вопрос" к концу XX века". Гражданская деятельность Солжен ...