История » Сталинградские мемориалы » Мамаев курган

Мамаев курган
Страница 2

В Зале воинской славы постоянно звучит печальная траурная музыка. Непрерывно льются чистые, нежные голоса, вместе со слезами посетителей, оплакивая погибших, утешая живых. С 1968 года в Зале воинской славы возле Вечного огня несут почетный караул солдаты специальной роты почетного караула волгоградского гарнизона, каждый час сменяется пост.

Зал воинской славы опоясывают семь бетонных пилонов. На их верхней части изображены лица представителей разных родов оружия – летчик, танкист, пехотинец, моряк… В нижней части – черные гранитные плиты с выдержками из приказов Сталина. Есть здесь и слова, которыми заканчивались в годы Великой Отечественной войны все приказы Сталина: «Вечная слава героям, павшим в боях за свободу и независимость нашей Родины!»

Выйдя из Зала воинской славы, попадаешь на площадь Скорби, и внимание обращается прежде всего на скульптурную композицию под названием «Скорбь матери». Придавленная тяжким горем, мать низко склонилась над телом погибшего сына. Он покоится на ее коленях, рукой она бережно поддерживает его голову. Мать оплакивает сына – вечная тема мирового искусства. Но здесь сын – воин, храбро сражавшийся и погибший в бою, об этом говорит последняя воинская почесть – знамя, закрывшее его лицо. Изгибы складок знамени повторяют изгибы складок платка матери, подчеркивая нераздельность, слитность матери и сына, Родины и ее защитника. Лицо женщины, затененное платком, при всей сдержанности, необыкновенно выразительно. Именно в нем сосредоточена сила эмоционального воздействия композиции. Поразительно, как в грубом бетоне можно было передать потрясающие душу чувства материнской скорби. Вглядимся в это лицо: оно не искажено горем, слезы уже выплаканы, лишь припухли глаза и приоткрытые губы, в этом лице глубокая неизбывная тихая боль. Небольшой бассейн у подножия скульптуры символизирует материнские слезы, рядом – плакучие ивы, низко склонившие свои ветки.

К вершине кургана ведет серпантинная дорожка, устланная по краям черными гранитными плитами с именами солдат и генералов, ополченцев и партизан, отдавших свои жизни в боях за Сталинград. Лишь на первой плите выгравированы те же слова, что и на могиле Неизвестного солдата в Москве: «Имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертен. Вечная слава!».

Венчает Мамаев курган скульптура женщины - «Родина-мать зовет». Наблюдая ее с разных сторон, ощущаешь, как мощно и неудержимо устремилась она вперед. Взлетел над головой карающий меч русских князей, сражавшихся с тевтонским орденом, двухаршинный, двуручный, обоюдоострый. «Родина-мать» обернулась назад, призывным жестом левой руки увлекая за собой своих сыновей, ибо победа под Сталинградом еще не была победой в войне. Лицо ее грозно и вдохновенно, она зовет на правый бой. Под встречным ветром, ветром Победы, взметнулись ее волосы, разлетелись концы шарфа, подобные крыльям, платье плотно облегло сильное тело, подчеркивая его энергию, выразительность, пластичность.

«Родина-мать зовет», зрительно невесомая и вместе с тем монументальная, как будто летит над Волгой и заволжскими далями, над Волгоградом и придонскими степями. Она, вместе с самим Мамаевым курганом, давно стала символом города-героя.

Страницы: 1 2 

Основные идеи Парацельса
Парацельс утверждал, что настоящая цель химии заключается не в изготовлении золота, а в приготовлении лекарств. «Я – иатрохимик, потому что знаю медицину и химию», - говорил Парацельс [№ 4, с. 23]. Иатрохимия выступает как лекарственная а ...

Общественное развитие Кореи в конце XVIII — начале XIX в
В конце XVIII в. в общественной жизни и общественной мысли Кореи обозначились новые явления. В конечном счете, они были связаны с теми экономическими сдвигами, которые имели место в стране в течение XVII-XVIII вв. Несмотря на тормозящую р ...

Хозяйство скифов
В середине VII ст. до н.э появились ираноязычные племена скифов,. К границам Скифии вошла также лесостепная зона Украины Скифскими землями протекали Борисфен (Днепр), Гипанис (Южный буг), Тирас (Днестр), Танаис (Дон) и другие реки. Древн ...