История » История самолетостроения

История самолетостроения
Страница 3

"ЯК" — комфорт международных трасс на местных авиалиниях

В 1924 году 18-летний Александр Яковлев вместе с друзьями построил планер АВФ-10. Неуспешные полеты на слете планеристов в Крыму определили судьбу будущего конструктора. В 1927 году А. С. Яковлев спроектировал и построил в мастерских Академии воздушного флота в г. Москве свой первый самолет — легкую двухместную авиетку АИР-1. Уже тогда вокруг молодого энтузиаста незаметно стал складываться костяк будущего конструкторского коллектива. Официальное рождение нового Опытно-Конструкторского бюро состоялось в 1934 году, когда на счету А. С. Яковлева и его помощников было уже около десятка разнообразных самолетов. Один из них — трехместный "воздушный автомобиль" АИР — был запущен в серийное производство. Другой почтовый моноплан АИР-7 показал рекордную для своего времени скорость полета свыше 300 км/час.

В короткий срок ОКБ превратилось в сильное авиационное предприятие. Один за другим поднимались легкомоторные самолеты разного назначения. Среди них широко известные учебно-тренировочные машины УТ-1 и УТ-2, серийный выпуск которых превысил 8000. Создание конструкторским бюро в предвоенные и особенно в годы Великой Отечественной войны отличных боевых самолетов истребителей: ЯК-1, ЯК-3, ЯК-7 и ЯК-9 значительно повысило боевую мощь советской авиации.

После войны ОКБ А. С. Яковлева продолжило работы над созданием легкомоторной авиации. В начале 60-х годов ОКБ начало разработку реактивного пассажирского самолета местных воздушных линий ЯК-40. В 1967 году на воздушном параде широкая публика впервые познакомилась с ЯК-40 — первым в мире реактивным самолетом местных воздушных линий.

Новый этап работы ОКБ, руководимого генеральным конструктором академиком А. С. Яковлевым, — создание пассажирского самолета ЯК-42, предназначенного для эксплуатации на ближних магистральных и местных авиалиниях нашей страны. Самолет ЯК-42 рассчитан на перевозку 100-120 пассажиров с багажом, почты и дополнительного груза. Максимальная коммерческая нагрузка 14,5 тонн. Крейсерская скорость 800-850 км/час, дальность полета 1850 км, однако емкость топливных баков позволяет увеличить максимальную дальность полета до 3000 км.

Вертолеты "МИ"

Опытно-конструкторское бюро им. М. Л. Миля было создано в 1947 году. К этому времени коллектив ОКБ завершил работу над проектом одновинтового летательного аппарата. Первый полет вертолета был выполнен в 1948 году. Он успешно выдержал летные и государственные испытания: машина хорошо зависала, продемонстрировала высокую маневренность и удовлетворительную устойчивость. В 1950 году началось серийное производство первого в стране вертолета, который получил название МИ-1. И уже в следующем году на воздушном параде, проходившем на Московском аэродроме в Тушино, участвовала группа этих машин.

Представляет определенный интерес заявление, сделанное в то время английским пилотом Дж. Фрикером, который сравнивал МИ-1 с аналогичными западными вертолетами S-51 и "Сикамор": "МИ-1 по сравнению с "Сикамором" располагает полезным избытком мощности, обеспечивающим хорошие летные показатели в тропических условиях и на больших высотах полета. "Сикамор" всегда считался одним из лучших вертолетов из-за небольших вибраций, но, пожалуй, МИ-1 даже лучше его и не имеет ни одной из обычно наблюдающихся форм вибраций малых амплитуд . МИ-1 также приятен относительно небольшим уровнем шума: неслышно скрежета трансмиссий и, в отличие от многих вертолетов, его двигатель работает мягче. Второй полет на вертолете подтвердил эти первоначальные впечатления о грамотном инженерном решении конструкции и о разумном его выполнении. В своей категории МИ-1 не уступает ни одной из западных машин по летным характеристикам". (Airplane, № 2346,1956 г.) Вертолет МИ-1 сразу нашел широкое применение в народном хозяйстве: для сельскохозяйственных авиахимических работ, разведки с палуб ледокольных и китобойных судов, подсчета запасов леса, обслуживания геологических партий, спасения рыбаков и т.д. Зарубежным заказчикам было поставлено несколько сот машин этого типа. С 1957 года их начали строить по советской лицензии в Польской народной республике. ФАИ официально утверждено 23 мировых рекорда, установленных на МИ-1 советскими и польскими вертолетчиками.

В 1951 году ОКБ получило задание создать вертолет, который по своим данным, в частности по грузоподъемности и потолку, превосходил бы лучшие аналоги того времени. В самые сжатые сроки коллектив ОКБ разработал новый вертолет и в конце 1952 года началась подготовка к его серийному производству. Это был получивший широкую известность транспортный вертолет МИ-4, оснащенный поршневым двигателем АШ-82В — вертолетным вариантом известного двигателя конструкции А. Д. Швецова. После успешного завершения государственных испытаний МИ-4 был принят в эксплуатацию. МИ-4 был первым вертолетом с задним погрузочным люком и трапом для погрузки в фюзеляж различной колесной техники. В настоящее время такое компановочное решение, впервые тогда предложенное в ОКБ, стало общепринятым для транспортных машин.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Болгария во времена Калояна и Борила
Калоян сумел подавить боярскую оппозицию и добился успехов в борьбе с Византией. К началу XIII в. Второе Болгарское царство расширило свои границы, захватив Северную Македонию, города Браничево и Белград. Калоян добился признания своей вл ...

Учреждение опричнины
Для борьбы с непокорными боярами Иван IV решил сформировать опричнину, с помощью которой царь хотел подорвать экономическую и политическую силу боярства, покончить с «боярской изменой», укрепить свою деспотическую власть царя. Однако царь ...

Особенности городов
Форсированная индустриализация СССР поневоле опиралась на крупные города. При острой нехватке ресурсов только здесь можно было создать необходимую плотность и структурную полноту кадров, культурных и трудовых ресурсов. «Одноэтажный» СССР ...