История » Герб России » Орел при первых Романовых

Орел при первых Романовых
Страница 2

Алексей Михайлович Романов (1645-1676) сумел завершить русско-польский конфликт, установив Андрусовское перемирие с Польшей (1667), при нем Россия смогла "показать себя" всей Европе. Российское государство занимает довольно значительное место рядом с европейскими государствами. В период царствования Алексея Романова отмечено также появление нового изображения гербового орла. Это связано с тем, что по просьбе царя, император Священной Римской империи Леопольд I прислал в Москву своего герольдмейстера Лаврентия Хурелевича, который в 1673 году написал сочинение "О родословии российских великих князей и государей, с показанием имевшегося, посредством браков, сродства между Россией и восемью европейскими державами, то есть Цезарем римским, королями английским, датским, гишпанским, польским, португальским и шведским, и с изображением оных королевских гербов, а в середине их великого князя св. Владимира, на конце же портрета царя Алексея Михайловича". Она явилась отправной точкой для развития российской геральдики. Государственный орел Алексея Михайловича явился прототипом последующих официальных изображений русского гербового орла.

У орла высоко подняты вверх и полностью раскрыты крылья, что символизировало собой полное утверждение России, как солидного и мощного государства; главы его венчают три царские короны, на груди помещен щит с московским гербом, в лапах - скипетр и держава.

Интересен тот факт, что до появления в лапах орла атрибутов монархической власти когти орла, начиная от орла на мраморной плите Ксиропотамского монастыря в Афоне (Византия. 451-453 гг), постепенно разжимались, как бы в надежде что-нибудь схватить, пока не взяли державу и скипетр, символизировав тем самым утверждение абсолютной монархии на Руси.

При царе Алексее Михайловиче геральдика в России получила официальное признание и развитие. Московское правительство решило подчинить изоб­ражение русского герба, в том числе и на государственных печатях, геральдичес­ким правилам. С этой целью около 1673 года в Москву по просьбе царя импера­тор Леопольд I прислал своего герольдмейстера, славянина Лаврентия Хурелича (Курелича). Лаврентием Хуреличем в 1673 году было написано сочинение «Родословие Пресвятлейших и Вельможнеиших великих московских князей и прочая .». В Москву «Родословие» было послано самим автором через Павла Менезия в 1674 году из Вены, что было зафиксировано в документах Посольско­го приказа. Кроме собственно родословной русских государей, от Владимира Святославича до Алексея Михайловича, и описания родственных отношений царя с девятью королями других стран, в работе Хурелича помешены портреты великих князей и царей. Портрет великого князя Владимира Святославича окру­жен русскими VI иностранными гербами.

Перевод «Родословия» Хурелича был поручен переводчику Посольского приказа Николаю Скафариго и подъячему Петру Домову, которые в 1672 году уже составили текст «Титулярника», первого русского гербовника. В «Титулярнике» изображение двуглавого орла под тремя коронами, со скипетром и державой сопровождается надписью «Московский», то есть «Герб московский». Всего в нем изображены тридцать три герба царств, княжеств и земель, названия которых входили в царский титул, а также гербы иностранных го­сударств. Возвращаясь к «Родословию .», надо отметить, что оно точно показывало цвета и фигуры русского герба в то время. Если в латинском варианте двуглавый орел изображен черным на золотом поле, а нарисованный отдельно всадник повернут налево от зрителя (в соответствии с западноевропейскими геральдическими прави­лами), то в русском варианте «Родословия .» двуглавого орла изобразили золотым на красном поле, а всадника повернули в соответствии с российской традицией направо от зрителя.

Следующее кардинальное изменение российский герб переживает во времена царствования Петра Великого. (1682-1725). Россия очень изменилась в период его правления. С началом правления Петра начинается эпоха великих преобразований. Молодое, обновленное государство, по мнению Петра, нуждается в изменениях. Столица переносится в Санкт - Петербург и Орел приобретает новые атрибуты власти. Вообще, время правления Петра оказало огромнейшее значение на развитие Руси. Петр был хорошо образованным человеком. Он внес очень большой вклад в российскую геральдику. При нем гербовой орел по геральдическим правилам стал изображаться черным (до него орел, как правило, изображался золотым). На этот факт повлияла Северная война. После нее Россия предстала перед Европой в облике могущественного государства. А следовательно и ее герб должен был быть не только "украшением" государственных бумаг и грамот, но и отражать силу русского государства. Также важно сказать еще об одном Орле, которого Петр нарисовал совсем еще мальчиком для знамени Потешного полка. У этого Орла была всего одна лапа ибо: "Кто только одно сухопутное войско имеет - одну руку имеет, но кто флот имеет две руки имеет"*. Помимо изменения цвета орла, на крыльях его впервые стали размещать щиты с гербами Великих княжеств и Царств. На правом крыле (левом от зрителя) были размещены щиты с гербами (сверху вниз): Киевским, Новгородским, Астраханским; на левом крыле: Владимирским, Казанским, Сибирским. Таким образом, при Петре I сложился основной комплекс атрибутов гербового орла. На главах появляются короны под одной общей большей, а на груди орденская цепь ордена Св.апостола Андрея Первозванного. Этот орден, утвержденный Петром в 1798 году, стал первым в системе высших государственных наград России. Святой апостол Андрей Первозванный, один из небесных патронов Петра Алексеевича, был объявлен покровителем России. Синий косой Андреевский крест становится основным элементом знака ордена Святого Андрея Первозванного и символом военно-морского флота России.

Страницы: 1 2 3

Оборона Смоленска 1609-1611 гг.
Двадцатимесячная героическая оборона города во время польско-шведской интервенции в России начала ХVII в. Смоленская крепость являлась важным опорным пунктом на западной границе Русского государства, прикрывающим путь на Москву. Ее гарни ...

Искусство вазописи.
На протяжении XX-XII вв. быстро развивалось искусство вазовой росписи. Уже в начале II тыс. до н.э. традиционный геометрический орнамент критян был дополнен мотивом спирали, блестяще разработанным кикладскими мастерами еще в предшествующе ...

Внешняя политика Российского государства в 1725-1762 гг.
Международное положение России, созданное Петром Великим, было очень хорошо. Преследуя вековые задачи России с редким историческим чутьем, Петр достиг важных успехов: 1) приобрел Балтийское море — на западе, 2) прочно поставил русское вли ...