История » Кавказ в XVI—XIX веках » Армения в XVI—XVIII вв.

Армения в XVI—XVIII вв.
Страница 5

К тому же середина XIX в. — это время завершения процесса формирования армянской нации, ее освобождения от остатков феодальных отношений и представлений, укрепления ее национального самосознания. Этому во многом способствовала проходившая под воздействием России и Европы модернизация экономики, политической культуры и духовной жизни армян, возникновение новой армянской интеллигенции как следствие открытия целого ряда армянских образовательных учреждений в первой половине XIX в. (Лазаревского института в Москве в 181

5 г., Нерсисяновской школы в Тбилиси в 1824

г., городских и уездных училищ в Ереване и других центрах армянской культуры в 1832

г.). К

этому же времени относится деятельность целого ряда выдающихся армянских мыслителей, прежде всего Хачатура Абовяна (1805

1848),

который стал основоположником новой армянской литературы и нового литературного языка армянской нации.

Абовян был первым армянским просветителем — демократом, писателем и педагогом новой формации. Он выступал против крепостничества и клерикализма, за развитие просвещения и за дружбу с Россией. В этом духе он воспитывал учащихся уездных училищ в Тбилиси и Ереване, инспектором которых был в 1837

1848

гг. В

романе «Раны Армении» он изобразил борьбу армян против ига Ирана и присоединение Армении к России. Он много сделал также для изучения фольклора, этнографии и истории народов Закавказья. И хотя большинство его произведений были изданы только после его смерти (из-за преследований его армянскими клерикалами и царскими бюрократами), они оказали огромное влияние на дальнейшее развитие армянской литературы и идей просвещения Армении.

За внедрение нового армянского языка (ашхарабар) взамен устаревшего книжного языка (грабар) боролся и другой известный армянский просветитель, философ и революционный демократ Микаэл Налбандян (1829

1866). В

отличие от Абовяна, закончившего университет в Дерпте (ныне г. Тарту в Эстонии), Налбандян учился в 1855—1858 гг. на медицинском факультете Московского университета и сотрудничал в журнале «Юсисапайл» («Северное сияние»), издававшемся в Москве. Он первым из армянских писателей перешел на революционно-демократические позиции под влиянием идей «Колокола» и «Современника» — российских журналов соответствующего направления. В 1860—1862 гг. Налбандян совершил путешествие в Османскую империю, Индию и Западную Европу, что не только существенно обогатило его мировоззрение и расширило политический кругозор, но и дало выход его энергии и предприимчивости, направленным на освобождение армян. В османской столице Стамбуле, где было много армян, Налбандян создал тайное революционное общество «Партия молодых», объединившееся вокруг армянского журнала «Мегу» («Пчела»). В Лондоне он, сблизившись с Герценом, Огаревым и Бакуниным, участвовал в обсуждении программы будущей партии русских народников «Земля и воля». Критикуя реформу 1861 г., он видел выход в крестьянской революции в России. По возвращении он был арестован царскими властями летом 1862 г., заключен в Петропавловскую крепость и был судим вместе со своими российскими единомышленниками по «процессу 32-х». В ноябре 1865 г., тяжело больной туберкулезом, он был выслан в Камышин, где вскоре и умер.

Философ, политэконом, лингвист, педагог, Налбандян был последователем Фейербаха и Чернышевского, идеи которых пропагандировал в среде армянской интеллигенции. Он стремился к соединению усилий революционных демократов

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Первая Мировая война.
В 1914 году, Россия на стороне стран Атланты против Германии вступила в Первую Мировую войну. В первые годы войны русская армия потерпела ряд тяжёлых поражений. Обострилось положение внутри страны. Под влиянием поражений на фронте Дума на ...

Россия после Ленина. Обострение политической борьбы. Начало формирования постановления Сталина.
Процесс вхождения происходил, во-первых, на условиях Советского государства, которое отказалось платить долги царского государства, и, во-вторых, Советское государство продолжало стремиться к роли мирового центра революционного движения. ...

Учреждение опричнины
Для борьбы с непокорными боярами Иван IV решил сформировать опричнину, с помощью которой царь хотел подорвать экономическую и политическую силу боярства, покончить с «боярской изменой», укрепить свою деспотическую власть царя. Однако царь ...