История » Витте - биография »             Государственная служба

            Государственная служба

На государственной службе Витте развивает бурную деятельность. Теоретическая и практическая подготовка, широта взглядов, опыт, приобретенный в сферах частнопредпринимательской деятельности, выгодно выделяют его на фоне бюрократического окружения. Он сразу же становится деятельным сотрудником Вышнеграского, причем постоянно выходит за отведенные рамки. При его активном участии разработан покровительственный тариф 1891 года, сыгравший исключительную роль во внешнеторговой политике России и ставший защитительным барьером для развивающейся отечественной промышленности.

К началу 1880-х годов железнодорожная сеть охватила более 45% территории Европейской России. Центром её был Московский железнодорожный узел. Он объединял восемнадцать железнодорожных линий протяженностью до 3, 5 тысяч километров, Азовский и Черноморский железнодорожный узел объединял пять линий – 3, 5 тысяч километров, Прибалтийский – восемь линий, 3 тысячи километров, и Западный узел – восемь линий, 3, 5 тысяч километров.

Вышнеградский и Витте взяли курс на углубление государственного влияния в железнодорожном хозяйстве и сосредоточение в государственных руках доходов от железных дорог. С 1889 года была введена система хлебных тарифов, были установлены дифференциальные тарифы. Стоимость провоза товаров по железным дорогам становилась зависимой от расстояния. Эта политика привела к унифицированию тарифной системы, открыла возможности для экономического развития окраин, часть, впрочем, в ущерб центру.

Естественно, что новая тарифная политика встретила сопротивление со стороны земельных собственников центральных и западных губерний и владельцев железнодорожных обществ. Но энергичными действиями Витте оно было сломлено.

Это не означало, что, заняв государственный пост, Сергей Юльевич стал противником всякого частного железнодорожного строительства. Он продолжал поддерживать и целый ряд частных компаний, однако поставил их в строгую зависимость от казны.

К 1892 году, когда Витте получил назначение на пост министра путей сообщения, стали очевидны результаты проводившегося Вышнеградским нового экономического курса. В 1889 и 1890 годах были повышены пошлины на ввозимые товары, а в 1891 году введен новый таможенный тариф, носивший строго протекционистский характер и оказавший влияние на развитие отечественной политики. Таможенные доходы стали неуклонно возрастать и увеличились к 1903 году на 170%.

Результаты новой тарифной политики сказались не сразу. Только с 1895 по 1899 получала прибыль от железных дорог. Максимальный годовой размер этой прибыли достиг 11 миллионов рублей, но затем с 1900 года железнодорожное хозяйство опять потребовало приплаты казны в постоянно возрастающем размере.

В качестве директора департамента, а затем и министра Витте проявил недюжинные административные способности и организаторский талант.

Пользуясь положением царского выдвиженца, он ведет необычную для государственного аппарата кадровую политику: набирает людей, отдавая приоритет не происхождению, чинам и выслуге, а, прежде всего профессиональной подготовке, знаниям и деловитости, резко меняет стиль работы руководимых им подразделений.

Сам он чрезвычайно гордится тем, что из круга его сотрудников вышло немало государственных деятелей, таких, например, министры финансов Э. Д. Плеске, В. Н. Коковцов, а также видных представителей российского делового мира – А. И. Вышнеградский, А. И. Путилов, П. Л. Барк.

Конечно, и у Витте бывали – и нередко ошибки и заблуждения, подчас соразмерные масштабам его деятельности. Но ему претила бюрократическая традиция ведомств под предлогом изучения и всевозможных обсуждений тормозить решение назревших проблем. «Из-за стремления к совершенству не задерживайте роста жизни, - говорил он своим сотрудникам – Ошиблись – сознайтесь и исправляйтесь.

Правда, сам он не очень любил признаваться в ошибках, нередко предпочитая прибегать к весьма неблаговидным приемам, сваливая вину на подчиненных, что было особенно характерно для времени, когда он достиг вершины бюрократической иерархии и поварился в её «котле».

Надо сказать, что он удивительно легко воспринял все те методы достижения целей, который широко практиковались в высшей бюрократической и придворной среде: лесть, умение вест закулисные интриги, используя в борьбе с противником далеко не джентльменские приемы, прессу, подкуп, слухи, сплетни. Так, играя на неприязни И. А. Вышнеградского к тогдашнему министру путей сообщения А. Я. Гюбеннету, он с помощью своего покровителя добился отставки министра и занял его место, предварительно скомпрометировав перед царем А. А. Вендриха, считавшегося кандидатом на этот пост. Затем, использовав болезнь Вышнеградского и нараставшее недовольство им

Александра ІІІ, Витте становится во главе финансового ведомства, сохраняя свое влияние и в министерстве путей сообщения.

Индустриализация, коллективизация, культурная революция СССР. Итоги довоенных пятилеток.
Все промышленно развитые страны прошли этап развития, когда различные отрасли экономики (промышленность, транспорт, сельское хозяйство, строительство) были вооружены машинной техникой, что открывалась дорога применению электрификации, авт ...

Преобразования Петра в военном деле.
В своих “потешных” сёлах Пётр устроил два полка – Преображенский и Семёновский – уже совершенно по иноземному образцу. К 1692 году эти полки были вполне сформированы и обучены. В 1699 году Пётр велел произвести общий рекрутский набор[8] и ...

Сокрушение «Цитадели»
Вечером 11 апреля 1943 года Жуков вернулся в Москву с Воронежского фронта, и весь следующий день согласовывал с Василевским и его заместителем Антоновым доклад Верховному. Они трое сошлись во мнении: гитлеровцы попытаются ликвидировать да ...