История » А.В. Суворов – жизненный путь и военно-теоретические взгляды » Военно-теоретические взгляды Суворова

Военно-теоретические взгляды Суворова
Страница 6

Смысл суворовских учений состоял в том, чтобы в этих боевых построениях видеть не оборонительные, а наступательные стороны. Это видно из письма Суворова Веймарну: «Как в Ладоге, так уже и под Смоленском, зимою и летом я их приучал смелой нападательной тактике».

Во время русско-турецкой войны 1768–1774 гг. Суворов разработал основные принципы новой тактики колонн, в основу которых легло его учение о наступательном бое. На польском театре он применяет рассыпной строй. На турецком – рассыпной строй в сочетании с колонной (Туртукай), батальонные каре (Козлуджи).

Переход к расчлененным боевым порядкам потребовал теоретического осмысливания и обобщения боевого опыта для доведения его до войск. В приказах 1774 и 1778 годов был обобщен опыт русско-турецкой войны 1768–1774 гг., на крымских маневрах показаны новые способы ведения военных действий.

Главная задача, доставленная в приказах, — освоение принципов наступательного боя. «Господам полковым командирам в каждом полку весьма затвердить: . фронтовые маневры, завороты, наступательные движения, фланговые обращения фронтов . о том обучать сему и с стрельбою, которая не должна исправляться множеством патронов, но цельным прикладом и скорым зарядом». На маневрах рекомендовалось обучать колонны твердым и весьма поспешным движениям, маршам и обращениям во все стороны, а затем новым боевым порядкам. «В поле варвары побеждаются: страшными им пехотными кареями, исходящими из него картечами и мелкою пальбою .», которые и составляют основу боевого порядка. Сочетание рассыпного строя и каре, а также рассыпного строя и колонн могут варьироваться в зависимости от местности и обстановки. В приказе от 1778 г. Суворов выдвигает ряд новых тактических идей.

Особенный интерес представляют указания Суворова об обучении меткой стрельбе, для чего он рекомендовал на «примерной пальбе разбивать доски пулями, в мишенные меты . Мишенной стрельбе обучать вначале: одиначкою, шестками в ширенге, карпоральною ротною ширенгою, рядами, карпоральствами, ротами, баталионами». Наконец, и что особенно важно, Суворов предложил иметь «в каждом пехотном карпоральстве ротных четыре стрелка; сии бьют в их ранжире . Сколько ж сие служит для соблюдения огня, известно тонкой практике военной».

Вторая идея заключалась в использовании полевых инженерных укреплений.

На маневрах вполне определялись те формы и методы ведения боя, которые Суворов применил столь мастерски в период русско-турецкой войны 1787–1791 гг. Однако в них еще не видно сквозных атак, нет атаки на заднюю шеренгу.

Главной задачей была быстрота маневра, а целью обучения – способ атаки развернутым строем первой линии неприятеля, затем колоннами или каре второй линии. Не менее важно было развитие глазомера – когда проходят «картечную черту» полевой артиллерии (200 м), полковой артиллерии (120–150 м) и «верную черту пуль» (50–60 м). Значение маневров Суворов сформулировал четко и ясно: «Военное обучение должно служить упражнением вышним начальникам над их нижними». Полагая, что «производить его (нужно) во всякое способное время, по силе описания воинского строя 1763 года», Суворов считал себя свободным в выборе форм эволюции. Задачей маневра является обучение действиям крупными массами, причем «нужно наблюдение в эскадронах интервалов, для врубки сквозь оные второй кавалерийской линии» . Казаков обучать сильному употреблению дротика, по донскому его размеру, в атаке, сшибке и погоне. И пехоту разным маршам, быстрым движениям раз построй но, обращениям вперед и эволюциям, употреблению штыка и ружья, к скорому заряжанию, жесткой атаке, а особливо полковыми и баталионными кареями».

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Заключение (оценки современников)
Австрийский посол Шарль Де Линь[40] писал: 'Это самый необыкновенный человек, которого я когда-либо встречал. С виду ленивый, он неутомимо трудится. Каждый пушечный выстрел, нимало ему не угрожающий, беспокоит его потому уже, что может ст ...

Потери личного состава
1. Танковый полк. а) комначсостава: убиты и пропавшие без вести — 8 человек. б) младш. начсостав: убито — 3 человека; раненых — нет. в) рядовой состав: убито — 3 человека; утонули — 3 человека. 2. Разведывательная рота. а) младш ...

Административная реформа
В. О. Ключевский писал: «Преобразование управления - едва ли не самая показная, фасадная сторона преобразовательной деятельности Петра; по ней особенно охотно ценили и всю эту деятельность». Ключевский, вообще относившийся к деятельности ...