История » Крестовые походы - военно-религиозная акция » Второй, третий, четвертый крестовые походы. Духовно-рыцарские ордена

Второй, третий, четвертый крестовые походы. Духовно-рыцарские ордена
Страница 1

Для усиления обороноспособности христиан­ских государств была предпринята попытка создать единые военные организации, которые смогли бы реально осуществлять функции охраны паломни­ков и границ христианских владений. Для этого во втором десятилетии XII века были созданы (или реформированы) особые военно-монашеские орде­ны — орден тамплиеров и орден госпитальеров. Рассмотрим этот факт поподробнее:

“Около 1118 года рыцари Гуго Пайенский и Готфрид Сень-Омерский напали на мысль основать религиозное военное то­варищество для защиты пилигримов от грабителей и разбой­ников; они думали, что этим способом их оружие будет всего полезнее употреблено на служении Господу. В союзе с семью другими французскими рыцарями, между прочим, с Андреем, дядей святого Бернарда Клервоского, они основали новый ор­ден, дав при этом патриарху Иерусалимскому, кроме обета це­ломудрия, бедности и послушания, также и обет борьбы за пи­лигримов и за Святые места. Своим первым начальником они избрали Гуго Пайенского. Вначале король покрывал большую часть их издержек и дал им даже жилье в своем дворце, вблизи того места, где некогда стоял храм Соломона. По его имени их тотчас назвали храмовниками или тамплиерами, milites

Templi,

Templari

. Вскоре некоторые другие вельможи и в Сирии и в Европе также оказали им свою благосклонность и сделали им подарки, но ни их число, ни их имущество не увеличивалось значительно до тех пор, пока около 1127 года сначала два там­плиера, Андри и Гундермар, а за ними Гуго Пайенский и некото­рые другие сочлены товарищества не поехали во Францию. Целью их было как действовать там в интересах ордена, так и вообще вызвать новые вооружения для Востока. Поэтому ко­роль Балдуин дал им также убедительное рекомендательное письмо к Бернарду Клервоскому, который тогда пользовался уже великим уважением в самых широких кругах.

На соборе в Труа в январе 1128 года Гуго представил свой орден собравшимся там отцам и просил об определении для него устава. Слово его пало на плодоносную почву, так как его создание, соединявшее военную службу с религиозными дела­ми, как нельзя лучше отвечало духу времени. Святой Бернард с радостью обещал ордену свое сильное покровительство, уча­ствовал сам в составлении устава, примыкавшего к монастырс­ким правилам святого Бенедикта, и позднее, по повторенному желанию Гуго, взялся за перо, чтобы в небольшом сочинении возвеличить заслуги этого нового духовного рыцарства перед светским. Папа и патриарх Иерусалимский утвердили устав ордена, Гуго проехал Францию, Англию и Италию и повсюду нашел самую теплую встречу. Где только он появлялся, люди самых благородных домов спешили вступать в орден или пере­давали ему богатые владения. Император Лотарь подарил ему часть своего родового владения в графстве Супилинбург; по­добным образом поступили Король I Английский, граф Дитрих Фландрский, граф Раймунд-Верен гар Барселонский и многие другие князья и владетели. Бедный орден в короткое время сделался одним из богатейших и уже в 1129 году, вернувшись с великолепной свитой рыцарей и воинов в Сирию, Гуго Паиенс­кий увидел свое дело в самом лучшем состоянии.

С тех пор орден состоял по преимуществу прежде всего из испытанных рыцарей, как необходимо должно было быть по его происхождению. Только они одни носили белую орденскую мантию с красным крестом, который, впрочем, дали им из Рима немного позднее. Священники и капелланы ордена имели под­чиненное положение, а прямо служащим классом были оруже­носцы и прислуга. Но глава ордена, его магистр (magister

Templariorum

), скоро занял весьма высокое положение среди высшего класса Иерусалимского государства.

Удивительный успех, которого достиг Гуго Пайеиский, по­вел за собой полное преобразование в одном более старом ре­лигиозном братстве в Святом городе. Уже около 1070 года один богатый амальфиец, по имени Маурус, основал в христи­анском квартале Иерусалима духовное поселение, из которого выделились мало-помалу мужской монастырь, женский монас­тырь и, наконец, госпиталь и больница для приема и попечения о бедных и больных западных пилигримах. Но вскоре госпиталь оставил совсем в тени те монастыри, из которых он возник. У него был дом, служивший только его целям, и часовня, посвя­щенная святому Иоанну Милостивому, патриарху Александ­рийскому. В 1099 году во главе этого учреждения стоял про­вансалец Герхард, который своей самоотверженной деятельнос­тью для бедных и несчастных приобрел величайшее уважение и через это достиг также благодарнейшего признания Готфрида, короля Балдуина I и папы Пасхалиса. Вскоре в этот госпи­таль Иоанна потекли богатые подарки деньгами и имениями; в его владениях в различных землях Европы возникли филиаль­ные дома, и многие благочестивые люди, между прочим знат­ные люди, под управлением Герхарда посвящали себя смирен­ному уходу за больными.

Страницы: 1 2

Англия до нормандского завоевания
Англосаксонская Англия к половине 11 века уже достаточно далеко ушла по тому пути, по которому шли и другие государства, основанные на территории Римской империи, и успели выработать типичные для всех их формы социального и политического ...

Греческая литература V века
Значительные перемены, происходившие в греческой культуре на протяжении V в., отчетливо сказываются в литературе. Начало века видит закат хоровой лирики - того жанра литературы, который господствовал в архаическую эпоху; тогда же рождаетс ...

Начало экономических и политических реформ. Демократизация Советского общества
В общественно-политическом лексиконе появился и начал очень активно использоваться термин «перестройка». Во многом он носил общий и достаточно условный характер и обозначал необходимость частичных изменений прежде всего в экономической и ...