История » Крестовые походы - военно-религиозная акция » Второй, третий, четвертый крестовые походы. Духовно-рыцарские ордена

Второй, третий, четвертый крестовые походы. Духовно-рыцарские ордена
Страница 1

Для усиления обороноспособности христиан­ских государств была предпринята попытка создать единые военные организации, которые смогли бы реально осуществлять функции охраны паломни­ков и границ христианских владений. Для этого во втором десятилетии XII века были созданы (или реформированы) особые военно-монашеские орде­ны — орден тамплиеров и орден госпитальеров. Рассмотрим этот факт поподробнее:

“Около 1118 года рыцари Гуго Пайенский и Готфрид Сень-Омерский напали на мысль основать религиозное военное то­варищество для защиты пилигримов от грабителей и разбой­ников; они думали, что этим способом их оружие будет всего полезнее употреблено на служении Господу. В союзе с семью другими французскими рыцарями, между прочим, с Андреем, дядей святого Бернарда Клервоского, они основали новый ор­ден, дав при этом патриарху Иерусалимскому, кроме обета це­ломудрия, бедности и послушания, также и обет борьбы за пи­лигримов и за Святые места. Своим первым начальником они избрали Гуго Пайенского. Вначале король покрывал большую часть их издержек и дал им даже жилье в своем дворце, вблизи того места, где некогда стоял храм Соломона. По его имени их тотчас назвали храмовниками или тамплиерами, milites

Templi,

Templari

. Вскоре некоторые другие вельможи и в Сирии и в Европе также оказали им свою благосклонность и сделали им подарки, но ни их число, ни их имущество не увеличивалось значительно до тех пор, пока около 1127 года сначала два там­плиера, Андри и Гундермар, а за ними Гуго Пайенский и некото­рые другие сочлены товарищества не поехали во Францию. Целью их было как действовать там в интересах ордена, так и вообще вызвать новые вооружения для Востока. Поэтому ко­роль Балдуин дал им также убедительное рекомендательное письмо к Бернарду Клервоскому, который тогда пользовался уже великим уважением в самых широких кругах.

На соборе в Труа в январе 1128 года Гуго представил свой орден собравшимся там отцам и просил об определении для него устава. Слово его пало на плодоносную почву, так как его создание, соединявшее военную службу с религиозными дела­ми, как нельзя лучше отвечало духу времени. Святой Бернард с радостью обещал ордену свое сильное покровительство, уча­ствовал сам в составлении устава, примыкавшего к монастырс­ким правилам святого Бенедикта, и позднее, по повторенному желанию Гуго, взялся за перо, чтобы в небольшом сочинении возвеличить заслуги этого нового духовного рыцарства перед светским. Папа и патриарх Иерусалимский утвердили устав ордена, Гуго проехал Францию, Англию и Италию и повсюду нашел самую теплую встречу. Где только он появлялся, люди самых благородных домов спешили вступать в орден или пере­давали ему богатые владения. Император Лотарь подарил ему часть своего родового владения в графстве Супилинбург; по­добным образом поступили Король I Английский, граф Дитрих Фландрский, граф Раймунд-Верен гар Барселонский и многие другие князья и владетели. Бедный орден в короткое время сделался одним из богатейших и уже в 1129 году, вернувшись с великолепной свитой рыцарей и воинов в Сирию, Гуго Паиенс­кий увидел свое дело в самом лучшем состоянии.

С тех пор орден состоял по преимуществу прежде всего из испытанных рыцарей, как необходимо должно было быть по его происхождению. Только они одни носили белую орденскую мантию с красным крестом, который, впрочем, дали им из Рима немного позднее. Священники и капелланы ордена имели под­чиненное положение, а прямо служащим классом были оруже­носцы и прислуга. Но глава ордена, его магистр (magister

Templariorum

), скоро занял весьма высокое положение среди высшего класса Иерусалимского государства.

Удивительный успех, которого достиг Гуго Пайеиский, по­вел за собой полное преобразование в одном более старом ре­лигиозном братстве в Святом городе. Уже около 1070 года один богатый амальфиец, по имени Маурус, основал в христи­анском квартале Иерусалима духовное поселение, из которого выделились мало-помалу мужской монастырь, женский монас­тырь и, наконец, госпиталь и больница для приема и попечения о бедных и больных западных пилигримах. Но вскоре госпиталь оставил совсем в тени те монастыри, из которых он возник. У него был дом, служивший только его целям, и часовня, посвя­щенная святому Иоанну Милостивому, патриарху Александ­рийскому. В 1099 году во главе этого учреждения стоял про­вансалец Герхард, который своей самоотверженной деятельнос­тью для бедных и несчастных приобрел величайшее уважение и через это достиг также благодарнейшего признания Готфрида, короля Балдуина I и папы Пасхалиса. Вскоре в этот госпи­таль Иоанна потекли богатые подарки деньгами и имениями; в его владениях в различных землях Европы возникли филиаль­ные дома, и многие благочестивые люди, между прочим знат­ные люди, под управлением Герхарда посвящали себя смирен­ному уходу за больными.

Страницы: 1 2

Экономическое развитие греческих и римских колоний Северного Причерноморья
Большую роль в Истории Украины сыграли античные города-государства Северного Причерноморья. Как органическая часть античной цивилизации, они жили и развивались в тесном взаимодействии с местным причерноморским населением. Последнее, как м ...

Первые преобразования
За границей в основном сложилась политическая программа Петра. Ее конечной целью стало создание регулярного полицейского государства, основанного на всеобщем ему служении, государство понималось как «общее благо». Сам царь считал себя пер ...

Влияние традиции на общественно-политические взгляды и политику Джавахарлала Неру
В подразделе изучается влияние цивилизационного подхода на внешнюю политику Неру и его социокультурных взглядов на внутреннюю политику правительства. Неру отдавал преимущество стратегии неприсоединения, потому что, по его мнению, в динам ...