Заключение.Страница 1
Владимир Дьяков:
Совершенно очевидно, что все приведенные высказывания Солженицына о прошлом, настоящем и будущем нашего отечества не были случайно возникшими импровизациями. Напротив, они образуют тщательно продуманную, внутренне цельную мыслительную конструкцию. Исходя из нее, он систематизирует всю накапливаемую информацию, вырабатывает свое отношение к существующей действительности и прогнозирует пути ее трансформации, оценивает смысл и значение тех или иных исторических событий, место и роль в них отдельных личностей. По своему идейно-теоретическому содержанию историко-социологическая концепция Солженицына имеет немалое сходство с романтической историографией первой половины 19 века, особенно с ее российской разновидностью, характерной для славянофильства предреформенкого периода, в чем-то также с почвенничеством Достоевского, отчасти с христианским универсализмом Вл. Соловьева, с религиозно- нравственным подходом к историческим процессам, характерным для Бердяева. Обоснованно убежденный в полной бесперспективности коммунистического строительства, где бы оно ни осуществлялось, Солженицын весьма скептически относится и к тем, кто идеал общественного устройства видит в современном капитализме.
А вот что относительно этого пишет Игорь Сендюков (украинская газета «День» от 29 июня 2005):
«…Искаженное восприятие всего, что происходит в окружающем мире, искаженное, по сути, утраченное чувство свободы (утраченное всем народом!) — вот, по Солженицыну, та страшная цена, которую заплатили народы сталинской империи за пагубные социальные эксперименты ХХ века.
«Часы коммунизма — свое отбили. Но бетонная постройка его еще не рухнула. И как бы нам, вместо освобождения, не расплющиться под его развалинами». Так сформулировал писатель (еще в 1990 году, до распада СССР) главный вопрос, отнюдь не утративший и сейчас своей обжигающей актуальности. В чем видит он выход из «развалин» коммунизма? «Возврат дыхания и сознания» (используя название одной из известных статей Солженицына) — вот единственно возможный вариант. Возврат нации в целом и каждой личности, ее образующей, чувства свободы и собственного достоинства. А самое страшное, что мешает этому — ложь, ложь большая и малая, ложь заведомая, продуманная и подсознательная, ложь глобальная, вселенских масштабов и мелкая, каждодневная, въевшаяся в душу, как уголь. Ложь отвратительна тем, что неизбежно порождает насилие и сама, в свою очередь, есть его продукт. Ложь и какая бы то ни было демократия несовместимы по определению, напоминает Солженицын. Любой новой власти — а особенно постоянно апеллирующей к моральным ценностям — необходимо ежесекундно помнить об этом…
…Свобода — вот одно из условий национального самосознания. Свобода и политическая (внешняя), и внутренняя, интеллектуальная. Но вот важная для писателя оговорка: «Действительно, в нашей стране интеллектуальная свобода преобразила бы многое сейчас, помогла бы очиститься от многого . Но интеллектуальная свобода — очень желанный дар, однако, как и всякая свобода — дар не самоценный, а — проходной, лишь разумное условие, лишь средство, чтобы мы с его помощью могли бы достичь какой-то другой цели, высшей». Какова же эта высшая цель? Для Солженицына, верующего православного человека, она ведет к Богу (тут, по его мнению, каждый должен помнить, что «не им этот мир создан», «не им управляется», должен «знать над собой силу высшую»)».
Да, Солженицын был и остаётся загадкой. Человек-противоречие, он всегда идёт против всех. За свои взгляды он страдает всю жизнь – изгнание из страны, многие лишения, отказы и запреты в печати. Но именно в том, чтобы всегда говорить то, что он думает, Солженицын видит смысл своего существования.
[1] А.И.Солженицын «На возврате дыхания и сознания», 1969
[2] советский физик, общественный деятель, академик АН СССР, нобелевский лауреат (премия Мира).
· Голодомор 1932-33-х годов.
С апреля 1932 по ноябрь 1933 года, по данным историков, жертвами голода в Украине стали (по разным оценкам) от 7 до 10 млн людей, в том числе около 4 миллионов детей. С учётом непрямых жертв Голодомор забрал жизнь около 14 миллионов людей. Пик Голодомора пришёлся на весну 1933 года. В Украине тогда от голода умирало 17 людей ежеминутно, 1000 - ежечасно, почти 25 тысяч – ежедневно. Во времена СССР масштабы произошедшей трагедии и её подлинные причины скрывались. По мнению историков, главной целью организации искусственного голода был подрыв социальной базы сопротивления украинцев против коммунистической власти и обеспечения тотального контроля со стороны государства за всеми слоями населения. Широкую кампанию по разъяснению вопроса Голодомора украинская власть проводит уже несколько лет. В мае 2002 года постановлением Верховной Рады Украины Голодомор 1932-1933 годов был назван Геноцидом украинского народа. 28 ноября 2006 года парламент принял закон "О Голодоморе 1932-1933 годов в Украине". Президент Украины Виктор Ющенко объявил 2008-й годом памяти жертв Голодомора 1932-33 годов. Глава государства также предлагает ввести уголовную ответственность за публичное непризнание Голодомора геноцидом украинского народа. Однако часть историков - преимущественно российских - не считают Голодомор 30-х годов геноцидом, настаивая, что тогда пострадали и другие нации бывшего СССР.
Поучения для фараонов
Многие египетские фараоны считали своим долгом оставить духовное завещание своему наследнику. Это делалось в первую очередь для того, чтобы после их смерти Египтом продолжали править Божественная Мудрость и законы справедливости. Одно из ...
Корея во второй половине 1880 — первой половине 1890 годов
Экономическое и политическое развитие Кореи после Тяньцзинского договора все более приобретало колониальный характер. Если в 1886 г. в Корею было ввезено иностранных товаров на 2474 тыс. долларов, то в 1891 г. на 5256 тыс. долларов. 55% в ...
Тимур и Османская империя.
Единственной силой, с которой ему приходилось считаться, была Османская империя, которая достигла своего апогея при султане Баязите.
Тимур направил свою армию в Малую Азию (август 1400 года). В начале сентября проник на Османскую террито ...