История » История государства и права Беларуси » Особенности общественного и государственного строя государств-княжеств на территории современной Беларуси

Особенности общественного и государственного строя государств-княжеств на территории современной Беларуси

В 9-12 вв. классовая структура общества еще четко не сложилась, шло формирование двух основных классов: феодалов и феодально-зависимых людей. Так, как экономика была многоукладной, существовали такие социальные группы, как холопы, челядь и свободные люди. Холопы и челядь выполняли роль рабов, а вот свободные люди не находились в зависимости от отдельных феодалов, а всего лишь уплачивали государственные налоги и выполняли повинности. [9,6]

Так, как в 9-13 вв. такого термина, как "государство" еще не было, использовались другие названия: "земля", "город", "княжество". Каждый "город" имел свой политический центр - стольный город. Мелкие государства-княжества преобладали, и по мере развития феодальных отношений, объединялись под присмотром более сильных княжеств, либо сливались с ними. Причем происходило это как на добровольной основе, так и по принуждению. [9,7]

По форме правления княжества были монархией. Высшими органами власти были князь, совет (рада), вече (сейм). Во главе государства стоял великий князь. Но власть монарха была ограниченной: имея право решать все вопросы, наиболее важные из них он решал только после обсуждения их в совете или на вече (такие вопросы, как сбор дани, организация военного похода и т.д.). Помощь князю оказывали дружина и совет старейшин. В городах управление осуществляли наместники, и в сельской местности - волостители. [8,10]

Усиление в 9-12 вв. местных феодалов провоцирует появление новой формы и нового органа власти - снема, так называемого феодального съезда. Именно на этих съездах решались вопросы войны и мира, разделения земель, вассалитета. [8,10]

Отношение сюзеренитета-вассалитета ставили всех феодалов в положение служилых людей. Младшая дружина находилась в наибольшей зависимости от князя, нежели крупные феодалы-землевладельцы, которые пользовались большей автономией. В статусе крупного боярина-вотчинника соединились право собственности на землю и власть. Князья-наместники, не служившие непосредственно в княжеской дружине, становились первыми вассалами. Для них основной обязанностью являлась не уплата налогов, а военная служба. [8,10]

Так, как киевские князья стремились централизовать власть, это привело к ликвидации племенных князей, устранению князей-наместников. Землю получили сыновья великого князя, что усилило сюзеренитет отца, его авторитет. При этом принцип старшинства сталкивался с принципом "отчины": при обмене землями, перемещении с одного "стола" на другой, некоторые не хотели менять насиженные места, другие рвались к киевскому "столу" через головы братьев. Для урегулирования подобных конфликтов в 9-12 вв. начинают заключаться договоры между князьями на условиях господства-подчинения, союзов и военных коалиций. Многие князья частенько признавали в таких договорах за своими боярами-вассалами свободу службы и безнаказанный отход от службы. [8,10]

Местное управление осуществляли сыновья князя, либо доверенные люди князя. Управление опиралось на военные гарнизоны, руководимые тысяцкими, сотниками и десятскими, продолжает существовать численная (десятичная) система управления. Ресурсы для существования местные органы власти получали собирая с населения, через систему кормлений. Органом местного крестьянского самоуправления оставалась вервь - территориальная община. В 9-12 вв. вервь сочла в себе элементы соседской и семейной общины. [8,11]

Государству было выгодно сохранить общинную структуру, которая использовалась в полицейских, административных, фискальных целях. Так же община была наделена и судебными полномочиями, на нее возлагались обязанности по перераспределению земель, аккумулированию брошенных и пустующих земель. Те феодалы, которые приобретали общинные земли, освобождались от податных, судебных и административных обязанностей. [8,11].

В это период отношения между киевским князем и местными князями строились по принципу вассалитета - сюзеренитета. Сюзереном являлся киевский князь, он оказывал помощь местным князям, а они в свою очередь находились у него в послушании, обязаны были предоставлять войско, отдавать часть дани. Если же кто-нибудь из вассалов решал противостоять князю, его принуждали к повиновению силой, либо просто лишали владений, опять же при помощи силы [1,15-16]. Функции органов управления на местах осуществляли посадники, тысяцкие, войские, ключники, тиуны и др. Посадник избирался вече или назначался князем в иные города государства, где он являлся заместителем великого князя. Тысяцкие исполняли обязанности по военному управлению, во время войны командовали ополчением, а в мирное время следили за поддержанием порядка в городе. Войские следили за исполнением решений вече и распоряжений князя. Государственными делами и некоторыми судо-административными делами занимались ключники и тиуны. Так же важным элементом политической системы была церковь, которая, по сути, занималась идеологической обработкой населения. Верхушка духовенства принимала активное участие в политической жизни государства. [1, 16]. Таким образом, мы видим, что государственный строй в 9-13 вв. на территории современной Беларуси по форме управления являлся монархией, государство являлось унитарным, с демократическим политическим режимом. Государственный аппарат составляли как высшие органы власти (князь, вече, совет), так и местные органы самоуправления (посадники, тысяцкие, тиуны, войские, ключники). Было строгое подразделение на классы и социальные группы.

Исторические обстоятельства возникновения Верховного тайного совета. Борьба придворных группировок за власть после смерти  Петра I
16 января 1725 г. Пётр слёг и больше уже не встал. Силы оставили царя. За несколько часов до смерти, когда он уже потерял дар речи, слабеющей рукой Пётр успел написать только два слова : «отдайте всё». Но кому он завещал своё дело, кому о ...

Религия.
Религия ранней Греции играла большую роль в динамике общественной мысли эллинов. Первоначально греческая религия, как и всякая другая примитивная религия, отражает лишь слабость человека перед лицом тех "сил", которые в природе ...

Царствование Екатерины II.
Еще проживая в Москве, после Коронации, Императрица Екатерина ознаменовала начало своего царствования великим и добрым делом: она основала так называемый Воспитательный Дом. Вскоре такой же дом был открыт и в Петербурге. Русская пословиц ...