Особенности общественного и государственного строя государств-княжеств на территории современной Беларуси
В 9-12 вв. классовая структура общества еще четко не сложилась, шло формирование двух основных классов: феодалов и феодально-зависимых людей. Так, как экономика была многоукладной, существовали такие социальные группы, как холопы, челядь и свободные люди. Холопы и челядь выполняли роль рабов, а вот свободные люди не находились в зависимости от отдельных феодалов, а всего лишь уплачивали государственные налоги и выполняли повинности. [9,6]
Так, как в 9-13 вв. такого термина, как "государство" еще не было, использовались другие названия: "земля", "город", "княжество". Каждый "город" имел свой политический центр - стольный город. Мелкие государства-княжества преобладали, и по мере развития феодальных отношений, объединялись под присмотром более сильных княжеств, либо сливались с ними. Причем происходило это как на добровольной основе, так и по принуждению. [9,7]
По форме правления княжества были монархией. Высшими органами власти были князь, совет (рада), вече (сейм). Во главе государства стоял великий князь. Но власть монарха была ограниченной: имея право решать все вопросы, наиболее важные из них он решал только после обсуждения их в совете или на вече (такие вопросы, как сбор дани, организация военного похода и т.д.). Помощь князю оказывали дружина и совет старейшин. В городах управление осуществляли наместники, и в сельской местности - волостители. [8,10]
Усиление в 9-12 вв. местных феодалов провоцирует появление новой формы и нового органа власти - снема, так называемого феодального съезда. Именно на этих съездах решались вопросы войны и мира, разделения земель, вассалитета. [8,10]
Отношение сюзеренитета-вассалитета ставили всех феодалов в положение служилых людей. Младшая дружина находилась в наибольшей зависимости от князя, нежели крупные феодалы-землевладельцы, которые пользовались большей автономией. В статусе крупного боярина-вотчинника соединились право собственности на землю и власть. Князья-наместники, не служившие непосредственно в княжеской дружине, становились первыми вассалами. Для них основной обязанностью являлась не уплата налогов, а военная служба. [8,10]
Так, как киевские князья стремились централизовать власть, это привело к ликвидации племенных князей, устранению князей-наместников. Землю получили сыновья великого князя, что усилило сюзеренитет отца, его авторитет. При этом принцип старшинства сталкивался с принципом "отчины": при обмене землями, перемещении с одного "стола" на другой, некоторые не хотели менять насиженные места, другие рвались к киевскому "столу" через головы братьев. Для урегулирования подобных конфликтов в 9-12 вв. начинают заключаться договоры между князьями на условиях господства-подчинения, союзов и военных коалиций. Многие князья частенько признавали в таких договорах за своими боярами-вассалами свободу службы и безнаказанный отход от службы. [8,10]
Местное управление осуществляли сыновья князя, либо доверенные люди князя. Управление опиралось на военные гарнизоны, руководимые тысяцкими, сотниками и десятскими, продолжает существовать численная (десятичная) система управления. Ресурсы для существования местные органы власти получали собирая с населения, через систему кормлений. Органом местного крестьянского самоуправления оставалась вервь - территориальная община. В 9-12 вв. вервь сочла в себе элементы соседской и семейной общины. [8,11]
Государству было выгодно сохранить общинную структуру, которая использовалась в полицейских, административных, фискальных целях. Так же община была наделена и судебными полномочиями, на нее возлагались обязанности по перераспределению земель, аккумулированию брошенных и пустующих земель. Те феодалы, которые приобретали общинные земли, освобождались от податных, судебных и административных обязанностей. [8,11].
В это период отношения между киевским князем и местными князями строились по принципу вассалитета - сюзеренитета. Сюзереном являлся киевский князь, он оказывал помощь местным князям, а они в свою очередь находились у него в послушании, обязаны были предоставлять войско, отдавать часть дани. Если же кто-нибудь из вассалов решал противостоять князю, его принуждали к повиновению силой, либо просто лишали владений, опять же при помощи силы [1,15-16]. Функции органов управления на местах осуществляли посадники, тысяцкие, войские, ключники, тиуны и др. Посадник избирался вече или назначался князем в иные города государства, где он являлся заместителем великого князя. Тысяцкие исполняли обязанности по военному управлению, во время войны командовали ополчением, а в мирное время следили за поддержанием порядка в городе. Войские следили за исполнением решений вече и распоряжений князя. Государственными делами и некоторыми судо-административными делами занимались ключники и тиуны. Так же важным элементом политической системы была церковь, которая, по сути, занималась идеологической обработкой населения. Верхушка духовенства принимала активное участие в политической жизни государства. [1, 16]. Таким образом, мы видим, что государственный строй в 9-13 вв. на территории современной Беларуси по форме управления являлся монархией, государство являлось унитарным, с демократическим политическим режимом. Государственный аппарат составляли как высшие органы власти (князь, вече, совет), так и местные органы самоуправления (посадники, тысяцкие, тиуны, войские, ключники). Было строгое подразделение на классы и социальные группы.
Первоначальное устройство Каталанского герцогства
После победы при Кефиссе каталанцы смотрели на герцогство как на terra di conquista по тому же праву, на каком основывались их французские предшественники. Гибель Вальтера и его войска сделала всю страну беззащитной; выяснилось, что влады ...
Характер славян
Геродот описывает характер древних славян-скифов так: «в надежде на свою храбрость и многочисленность, они не боялись никакого врага; пили кровь убитых неприятелей, выделанную кожу их употребляя вместо одежды, а черепы вместо сосудов, и в ...
Философия.
В философии V в. ведущим направлением осталась натурфилософия, сложившаяся в Ионии в предшествующем столетии. Наиболее яркие представители стихийно-материалистической натурфилософии этого времени - Гераклит Эфесский, Анаксагор и Эмпедокл. ...