История » Внешняя политика Древней Руси » Политическая деятельность Владимира сына Святослава.

Политическая деятельность Владимира сына Святослава.
Страница 1

Возглавивший после смерти княгини Ольги Киев и ки­евскую христианскую общину Ярополк Святославич был связан договорами с Константинополем и печенегами. На севере, в Новгороде, христианству противостоял балто-скандинавский культ Перуна, бога обновленной языческой религии. И хотя Киев оста­вался языческим городом, культ Перуна, принесенный с берегов Балтийского моря, киевлянам вовсе не был сим­патичен. Сла­вяне верили в Хорса — Солнце, по­читали женское божество Мокошь, небесного Дажьбога, скотьего бога Волоса. Как всякие боги, славянские тоже требовали почитания, но не человеческих жертв. Совсем другим был культ Перуна, с приходом которого земля обагрилась кровью жертв. Ненависть киевлян к культу и поклонникам Пе­руна обострилась. Случаи человеческих жертв только подталкивали многих к крещению.

В столь острой ситуации столкновение полярных миро­воззрений было неизбежным. На­чалась долгая и упорная борьба Ярополка со сторонниками Перуна, которых возглавлял сводный брат Ярополка Вла­димир, сын наложницы Святослава — ключницы Малуши. Владимиру и третьему сыну Свя­тослава — Олегу было около 15 лет, Ярополк был чуть старше. Эти юноши вряд ли могли проводить самостоя­тельную политику. За ними стояли опытные и влиятельные мужи, опиравшиеся на население определенных земель.

Победа печенегов над Святославом, принесшая Ярополку власть, на какой-то период объединила Древ­нюю Русь. Почти все славяно-русские земли по Днепру и Новгород на севере подчинились Ярополку. Короткий набег на Овруч избавил его от младшего брата Олега — князя древлян — и подчинил его земли Киеву. Владимир же со своим дядей Добрыней был послан в Новгород еще Святославом. После гибели Олега, боясь старшего брата, Владимир Святославич бежал в Швецию. Было достигнуто желанное единство страны. Но оно оказалось хрупким.

Владимир вернулся в Новгород как приверженец "злых" балтийских богов. Возглавив войско из варягов и новго­родцев, он сначала напал на Полоцк, убил его князя Рогволода и присоединил Полоцкую землю к Новгороду. Затем последовал захват Смоленска. И вот в 980 году вели­ким путем "из варяг в греки" Владимир подошел к Киеву.

В окружении Ярополка оказались изменники. Очевид­но, он не всех устраивал. Воевода Блуд ложными советами поставил князя в очень трудное положение: Владимир блокировал его в крепости Родне. Тот же Блуд посоветовал Ярополку выйти из крепости и договориться с братом о мире. Встрече порешили быть в шатре между крепостным рвом и па­латками осаждавших. Когда Ярополк вошел в шатер, два прятавшихся там варяга пронзили его мечами. Так язы­ческая партия одержала полную победу.

Однако Владимир, человек неглупый, хотя жестокий и беспринципный, увидел, что культ Перуна непопулярен на юге. Пассионарная (наиболее энергичная) часть киев­лян уже крестилась.

Во внешнеполитической деятельности Владимира в 80-х годах X века сочетались успехи и неудачи.

На северо-востоке с Русью соседствовало сильное Булгарское царство, принявшее одну из мировых религий — ислам. Волжская Булгария непосредственно граничила с двумя городами-княжествами: Муромом и Суздалем. В непрекращающихся пограничных конфликтах брали верх то булгары, захватывая Муром, то славяне, занимая булгарские становища. В результате постоянной борьбы на границах население Волжской Булгарии было смешанным. Различие между двумя этносами было не антропологичес­ким, не расовым и даже не экономическим, ибо хозяйст­венные системы в Волжской Булгарии и Северо-Восточной Руси были очень похожи. Эти отличия были религиозны­ми.

Попытка Киева присоединить Великий Булгар, стояв­ший на берегу Волги, была безуспешной. Отмечая неудачный поход Владимира и Добрыни, летописец скупо заметил, что с тех, кто носит сапоги, дани не получить, а надобно искать лапот­ников. Итак, на этом направлении деятельность Влади­мира успеха не имела.

Зато ему удалась другая операция. Лишь в сочинении Иоанна Мниха есть упоминание о захвате Тьмутаракани, где еще находились остатки иудео-хазар. Но и в этом сочинении только одна фраза говорит о походе, во время которого русские войска совершенно свободно прошли из Киева через Северный Кавказ вдоль Терека до Каспий­ского моря (986). Тьмутаракань стала одним из русских городов и досталась в удел сыну Владимира Мстиславу.

Страницы: 1 2

Единственно верный путь.
Что советская империя для нас не только не нужна, она губительна — к этому выводу я пришёл в первые послевоенные годы, в лагерях. Я давно так думаю, уже полвека, не из сегодня. И в “Письме вождям Советского Союза” (1973) я писал: “Цели ве ...

Рождение
Ходжа Ахмед Яссауи - признанный глава тюркской ветви суфизма, мыслитель, поэт. Сохранилось его произведение "Диван-и-хикмет" ("Книга мудрости" - часто сокращенно употребляется под именем "Хикметы"). Биографич ...

Корея во второй половине 1880 — первой половине 1890 годов
Экономическое и политическое развитие Кореи после Тяньцзинского договора все более приобретало колониальный характер. Если в 1886 г. в Корею было ввезено иностранных товаров на 2474 тыс. долларов, то в 1891 г. на 5256 тыс. долларов. 55% в ...