История » Романовы » Правитель милостью Божьей!

Правитель милостью Божьей!
Страница 2

Наиболее обширную компетенцию имели два министерства: Внутренних и Финансовых дел. Первое занимались поддержанием внутреннего порядка в Империи, осуществляло цензуру, ведало общей статистикой, почтой и телеграфом, сословными учреждениями и земским самоуправлением, ветеринарным и медицинским делом, народным продовольствием и общественным призрением, делами исповеданий (кроме православного). В введении Министерства финансов находились дела финансов, торговли и промышленности, прямые и косвенные налоги, таможенные сборы, винная монополия, вся кредитная часть, торговое мореплавание, железнодорожная тарифная политика.

Царь считался и «Верховным земным покровителем» Русской Православной Церкви, но непосредственными делами церковного управления ведал Святейший Синод, учрежденный ещё при Петре I.

В административном отношении Россия делилась на 78 губерний, 18 областей и остров Сахалин. В состав Российской Империи с 1809 года входила и Финляндия, главой которого являлся Император. Она имела широкую внутреннюю автономию: собственное правительство – Сенат, внутреннюю автономию, полицию, собственную денежную единицу.

Кроме того, четыре года были выведены из состава губерний и управлялись градоначальниками, непосредственно подчинёнными центральной власти.

Губернии делились на уезды, а области – на округа. Уезд являлся низшей общеадминистративной единицей, и дальнейшее деление его имело уже специальное назначение: волость – для крестьянского самоуправления, участки земских начальников, участки судебных следователей и т.д.

Дворянство делилось на личное и потомственное. Духовенство подразделялось на «белое» (священники, дьяконы, дьячки) и «чёрное» (монархи).

В разряд горожан входили: почетные потомственные граждане, купцы, мещане или посадские, ремесленники или цеховые.

Существовавшая строгая административная вертикаль власти вела к тому, что всё так или иначе замыкалось на пик иерархической пирамиды, на самого Монарха.

Как глава государства, Николай II обязан был стоять на страже порядка Империи.

С первых же месяцев по восшествию на престол Николай II убедился, что единого координирующего органа административной власти в стране нет. Каждый Министр вёл «свою политику», и очень часто рекомендации и желания главы одного ведомства прямо противоречили тому, что предлагал другой. Для изменения аномального положения Николай II стал практиковать создание «междуведомственных комиссий» и проводить небольшие совещания под Своим председательством. На них обсуждались различные общие вопросы, и Царь внимательно выслушивал аргументы и доводы сановников, имевших за спиной многолетний административный опыт. Единый же координирующий высший правительственный орган – Совет Министров – был создан в конце 1905 года.

Император являлся центром жизни огромной Империи, выступал главным авторитетом и судьёй, что требовало от Него огромного напряжения. Николай II целыми днями был занят. Он даже не мог достаточно времени посвящать семейной жизни. В апреле 1895 года признавался в письме дяде Сергею: «Я так недавно женился, ещё на днях вкусил начала блаженства на земле – совместной жизни с горячо любимым существом – удивительно ли, что те два или три свободных часа, какие Мне остаются в течение дня, - Я их всецело посвящаю Своей душке Жене». Но эти два-три часа выдавались далеко не каждый день…

Достаточно выразительное суждение о Николае II принадлежит Уинстону Черчиллю(1874 – 1965), заметившему: «Он не был ни великим полководцем, ни великим Монархом. Он был только верным, простым человеком средних способностей, доброжелательного характера, опиравшимся в Своей жизни на веру в Бога».

Вера в Бога, искренняя и глубокая, с ранних лет и до земного последнего часа, многое объясняет в жизни Последнего Царя. В 1894 году, ещё Цесаревичем, писал матери: «Во всём волен Бог один, Он делает всё для нашего блага, и нужно с молитвой покориться Его святой воле! Это верно, но иногда чрезвычайно тяжело!»

Страницы: 1 2 3

"Новый курс" в канун войны
Выборы 1936 года принесли триумф демократической коалиции "Нового курса", аморфному блоку лево центристских сил, опирающемся на движение рабочего класса, фермерства, средние городские слои, интеллигенцию, молодежь, национальные ...

Причины образования коллегий
В 1718 — 1719 годах проходила ликвидация прежних государственных органов, замена их новыми, более подходящими для молодой петровской России. Образование Сената в 1711 году послужило сигналом к формированию органов отраслевого управления ...

Социально – политическая борьба
Развитие экономики страны сопровождалось крупными социальными движениями. XVII столетие не случайно получило у современников название «бунташного века». В середине столетия произошли две крестьянских «смуты» и ряд городских восстаний, а ...