История » О Цицероне

О Цицероне
Страница 1

(источник: Бейкер Дж. Август. Первый император Рима / пер. с англ. Н.А. Поздняковой. – М.: Центрполиграф, 2003. – 346 с.)

Являясь сторонником республиканского строя, Цицерон одобрял убийство Юлия Цезаря, так как считал, что правление Цезаря представляло собой угрозу для республиканских институтов.

Цицерон считал организаторов убийства Юлия Цезаря Брута и Кассия освободителями римского народа от тирана.

Когда над противниками Цезаря нависла угроза, Цицерон стал их рупором, который перевел свои ощущения в слова. Цицерон стал осознавать, что убийцы Цезаря, предполагаемого тирана, вместо того чтобы освободить Рим от всего, что его давило, не добились никакого результата, кроме разве того, что получили нового, еще более ужасного, чем Цезарь, тирана – Марка Антония. В письме Аттику Цицерон писал: «Мы убили тирана, но не тиранию».

Цицерон сожалел о том, что вместе с Цезарем не был убит и Марк Антоний.

26 июня 44 г. до н.э. в Антии произошла встреча ближайших заговорщиков и противников Цезаря: Цицерона, Марка Брута, Сервилии – матери Брута (одно время бывшей любовницей Юлия), Порции – жены Брута, Кассия, Тертуллы – жены Кассия и Фавония. На этой встрече заговорщики решали, как им поступать дальше.

Для того чтобы привлечь на свою сторону как можно больше римских граждан Цицерон, как римский сенатор, произнес в Сенате речь направленную против Марка Антония, которая получила название «Филиппика» («Первая филиппика»). Таким образом, Цицерон хотел провести параллель между своим сложившимся положением и положением Демосфена, великого греческого оратора, политического противника Филиппа Македонского.

Отвечая на «Первую филиппику» Марк Антоний в Сенате обвинил Цицерона не только в соучастии в убийстве Цезаря, но и в том, что он был душой заговора, тайной главой олигархов, подстрекавшим людей глупых, но отважных сделать за него работу, за которую он не желал отвечать…

Уехав из Рима в Путеолы Цицерон сочинил «Вторую филиппику», которую распространил среди своих друзей и тех, кто казался подходящим объектом пропаганды. Это были личные нападки на Марка Антония. Цицерон изобразил Марка Антония как пьяницу и развратника, погрязшего во вседозволенности, крови и ненависти.

В свою очередь Марк Антоний заявлял, что этот змей Цицерон вновь занялся подстрекательством к политическому убийству.

Ряд легионов отказались подчиняться Марку Антонию, а два – перешли на сторону Октавиана.

24 октября 44 г. до н.э. Марк Антоний созвал Сенат и объявил Октавиана Спартаком, а Цицерона – вдохновителем его некрасивых дел. После этого началась гражданская война между Марком Антонием и Октавианом.

Цицерон пошел на сближение с Октавианом, так как рассчитывал на то, что с помощью Октавиана оптиматы смогут свергнуть ненавистного Марка Антония. Если они возьмут юношу под свое крыло, учитывая, что он законный наследник Цезаря, и с его помощью скинут Антония, они, возможно, найдут в дальнейшем способ оттеснить его и взять власть в свои руки. Кроме того, Цицерон рассчитывал, что он станет великим государственным деятелем и возглавит все предприятия!

20 декабря 44 г. до н.э. Цицерон выступил с речью в Сенате, которая известна как «Третья филиппика». В своей речи Цицерон указал на опасность, грозящую государству, призвал к решительным действиям, отметив патриотический настрой Октавиана, который предоставил свои войска в распоряжение республики, и внес предложение о придании дополнительных полномочий новым консулам, как только те вступят в должность с 1 января 43 г. до н.э. Эта речь способствовала тому, что сторонники Цезаря по общему согласию вернулись к власти, а Марк Антоний, которому несколько месяцев назад не было равных, стал мятежником и беглецом, преследуемым официальными органами государства.

В «Пятой филиппике» Цицерон призвал к продолжению борьбы против Марка Антония, пока опасность не будет предотвращена.

Октавиан, принимая поддержку в Сенате со стороны Цицерона, мало верил в его искренность. Он понимал, что Цицерон и оптиматы, как старая олигархическая партия, хотели просто использовать его в качестве подходящего инструмента, который затем можно отложить в сторону за ненадобностью.

Страницы: 1 2 3

Выводы. Обобщенная характеристика политических идей Джавахарлала Неру
Частичное несовпадение развития исторических и политических взглядов Неру обусловило неверную, но господствующую в отечественной и зарубежной историографии точку зрения о противоречивости его мировоззрения в целом. Неру сформулировал мора ...

Крепостное право в XVII веке
В XVII веке в экономическом развитии России, с одной стороны, появились такие явления, как товарное производство и рынок, а с другой – продолжали развиваться феодальные отношения, постепенно приспосабливавшиеся к рыночным отношениям. Это ...

Погребения
Появление духовной культуры как специфической области деятельности тесно связано с развитием мышления и самосознания. Поэтому появление ее мы можем с уверенностью связывать только с человеком разумным. Захоронения палеонтропов, зачатки и ...