История » Идеи Джавахарлала Неру » Социальное деление и общественные отношения в исторических взглядах Джавахарлала Неру

Социальное деление и общественные отношения в исторических взглядах Джавахарлала Неру

В данном подразделе анализируется динамика взглядов Джавахарлала Неру на социализм, освещает социальная история в исследованиях Неру, а также особенности развития индийской социальной системы в изложении Неру.

Несовпадающее развитие исторических и политических взглядов Неру на социализм обусловило господствующую в историографии точку зрения о противоречивости его мировоззрения в целом.

Внутренняя противоречивость мировоззрения Неру оказывается только в конце 20 – в 30-ые годы, что объясняется господством марксистской тенденции в его политических взглядах и унаследованным от фабианского социализма духовным или моральным подходом в исторических взглядах.

В следующий период идейно-теоретического развития исторические взгляды Неру на социализм приобретают последующее развитие за счет послабления его интереса к марксизму. В середине 50-х годов в исторической концепции социализма Неру происходит окончательное смещение акцента из социально-экономических аспектов на социокультурную сторону социализма. В политической сфере Неру принимает концепцию смешанной экономики и склоняется к сочетанию социалистического и капиталистического путей развития, которые должны в единстве обеспечить переход к социально-экономическому расцвету Индии. Таким образом, социализм Неру являет собой сформированную идеологическую концепцию, в которой органически совмещались политические и исторические стороны. Неру отклонял марксистское положение о социальной гегемонии пролетариата и его безусловной исторической прогрессивности. В своих исследованиях он доказывал, что средний класс является движущей силой социального прогресса[5].

Особенное внимание Неру обращал на негативные социальные последствия искусственных реформ, которые не основываются на традициях и особенностях народов, а также на негативную сторону объективно прогрессивных нововведений, которые носили фрагментарный характер и проводились без дополнительных изменений во всех направлениях социально-экономической политики. Неру был уверен, что проведение социокультурной политики, которая ограничивает стимул к стяжиння в обществе, устранит в будущем много препятствований, и, таким образом, обеспечит переход к социальной системе, которая быстро будет развиваться. В истории развития социальной системы Индии Неру видел как периоды большего или более малого прогресса, так и периоды регресса. Идея группы, которая всегда была в основе индийской социальной системы, по мнению Неру, не только не обветшалая, но в перспективе будет приобретать все большую научно-теоретическую и практическую значимость.

Неру считал, что индийская концепция кооперативно групповой социальной системы, которая опирается на принцип функциональности социальных групп, должна естественным путем трансформироваться в новых, более прогрессивные формы социального уклада общества.

Россия и Византия
А теперь посмотрим в исторической ретроспективе на некоторые важные события в жизни двух стран - Византии и России, - имеющие отношение к двуглавому орлу. Первые исторические упоминания об отношениях России и Византии датируются 957 годом ...

Отставка Жукова в 1957 году
На аэродроме в Москве Жукова встретил маршал Конев и передал, чтобы он немедленно явился на заседание Президиума ЦК КПСС. В этот день он был освобожден от должности министра и других постов. Какие же претензии предъявлялись Жукову? Видимо ...

Второй крестовый поход и государство Саладина
В результате внутренней слабости крестоносных государств и начавшегося в 12в. сплочения мусульманских государств крестоносцы стали терять одно свое владение за другим. Менее чем через 50 лет после первого крестового похода,в 1144г.,был по ...