История » Внутригосударственное положение России в конце XV–XVI вв. » Новгородско-Московская ересь

Новгородско-Московская ересь

Укрепление власти сопровождалось острой идейной борьбой, которая в условиях господства религиозного мировоззрения принимала соответственные формы ереси. Различные ереси были выражением различных устремлений и интересов как низших классов, так и феодальной аристократии. В конце XV века центром новой ереси стал Новгород. Иосиф Волоцкий (лидер иосифлян) называл основателем этого вида ереси некоего "жидовина Схарию", приехавшего в 1471 году в Новгород из Великого княжества Литовского, а самих еретиков "жидовствующими", произвольно вменяя им приверженность к иудаизму (еретики часто обращались к Ветхому Завету). Наименование новгородско-московских еретиков конца XV - начала XVI века, которое бытовало в дореволюционной литературе, в настоящее время обычно отвергается и применяется как условный термин. Основной контингент новгородских еретиков составили горожане, возглавляемые низшим духовенством. Идеологами движения были священники Денис и Алексей. Как и стригольники, новгородские еретики отрицали церковную иерархию и обряды. Среди них проявлялись и иконоборческие настроения, а некоторые придерживались антитринитарских взглядов, подвергая критике с рационалистических позиций основной догмат православия о троичности божества.

Таким образом, ересь носила характер реформационного движения, сходного с западноевропейским, хотя и возникла на почве православия. Новгородская ересь обладала чертами бюргерской оппозиции (среди руководителей были также купцы Игнат Зубов и Семен Кленов).

В конце XV - начале XVI века еретическое движение проникло из Новгорода в Москву и здесь приобрело другую форму. Оно стало распространяться среди знати и при дворе. Около середины 1480-х годов в Москве образовался кружок во главе с Федором Курицыным, посольским дьяком. Здесь ересь носила более светский характер, чем новгородская. В ней участвовали Елена Стефановна, невестка Ивана III и мать Дмитрия, представители государственного аппарата (дьяки Курицын, Истома и Сверчок), купечества, профессиональные переписчики книг (Иван Черный и др.). Для московского кружка характерен интерес к гуманистическим идеям. В своих произведениях ("Лаодокийское послание", "Написание о грамоте") Федор Курицын проводит мысль о свободе воли ("самовластии души"), достигаемой путем образования, грамотности. Представители московской ереси выступали с критикой монашества, выдвигали требования секуляризации монастырских земель и являлись сторонниками распространения научных знаний и просвещения. Вопрос же о том, как относились московские еретики к великокняжеской власти, остается в исторической литературе до конца не решенным. Некоторые историки считают их выразителями и теоретиками боярской оппозиции самодержавной власти (в кружке участвовали упомянутые выше Ряполовский и Патрикеевы). Другие историки относят их к сторонникам централизации страны. Эта неясность по данному вопросу объясняется как разнородностью состава еретиков (это и бояре, и государственные чиновники - дьяки), так и тем, что предъявленные им позднее обвинения можно толковать по-разному: считать как подлинными, так и клеветническими. В любом случае светских феодалов могло привлечь к московской ереси только требование секуляризации церковных земель.

В целом же ересь подрывала устои феодального строя. Вскоре начались преследования. На церковном соборе 1490 года Дионисий и другие новгородские еретики были отлучены от церкви и преданы анафеме (Алексей к этому времени умер). После заключения в тюрьму несостоявшегося престолонаследника Дмитрия церковный собор в 1504 году приговорил к сожжению Ивана Волка (брата умершего Федора Курицына) и других виднейших московских еретиков.

Несмотря на разгром ереси, передовые идеи вольнодумцев конца XV - начала XVI века оказали заметное влияние на развитие русской общественной мысли, способствовали ее высвобождению от пут церковных догм, развитию гуманистических тенденций. К передовым гуманистам более позднего поколения принадлежал, например, окольничий Федор Карпов, видный политический деятель времен Василия III. Широко образованный человек, хорошо знавший классиков античной литературы и философии, Федор Карпов в своих посланиях критиковал попытки реакционных церковников подчинить политическую деятельность русского правительства узко церковным интересам.

Планы послевоенного устройства
В 1943 году после Сталинграда и Курска началась высадка союзников в Южной Италии. Рузвельт понял, что он должен заглянуть в более далекое будущее и заняться рассмотрением вопросов послевоенного мира. Надо было осуществить идею о перестрой ...

Манифест 17 октября
В 1905 году Россия представляла собой узел противоречий. Поражение России в русско-японской войне (26 января 1904 г. - август 1905 г.) обнажило ее технико-экономическую отсталость по сравнению с передовыми странами. В условиях растущего п ...

Реформы  в области  экономики.
Характернейшая особенность экономического развития России состояла в определяющей роли самодержавного государства в экономике, его активном и глубоком проникновении во все сферы хозяйственной жизни. Учрежденные Петром I Берг-, Мануфактур- ...