История » Рыбинск - столица бурлаков » Характеристика труда бурлаков

Характеристика труда бурлаков
Страница 1

С появлением Санкт-Петербурга и систем водных каналов, слобода стала занимать ключевое место в российской торговле, быстро развивалась. По указу Петра I, регулярное движение судов по первой такой системе - Вышневолоцкой - началось с 1722 г., и Рыбная слобода оказалась на водном пути из низовьев Волги в Санкт-Петербург. Огромное количество грузов, в основном, хлебных, пошло водным путем к новой столице.

В начале XVIII века здесь была учреждена специальная струговая пристань, где происходила перевалка грузов на маленькие «зарыбенские суда».

В 30-х годах XVIII века в Рыбной слободе появляются первые мануфактуры. В 1736 году купец Нечаев построил здесь полотняную фабрику, основанную на крепостном и вольнонаемном труде и принадлежавшую к числу крупнейших в России. В 1740 году он же открыл "стеклянную" фабрику. Однако основой экономического развития Рыбной слободы оставалась хлебная торговля, благодаря которой росли и расширялись связи слободы с крупнейшими экономическими центрами страны.

Это способствовало дальнейшему экономическому развитию Рыбинска. Торговые обороты Рыбинска с конца XVIII до середины XIX века выросли с 150 тыс. руб. до 25 млн. руб. Количество прибывающих за навигацию судов достигло нескольких тысяч, грузооборот исчислялся миллионами пудов. В центре Рыбинска выросли два двухэтажных каменных гостиных двора. Общее количество торговых заведений превысило 300, расширился ассортимент товаров. Но основной торговлей оставался хлеб. Городская промышленность была развита слабее торговли. За исключением полотняной фабрики (бывшей купцов Нечаевых), которую в 1810 году перевели в Ярославль, все остальные "заводы" были мелкими предприятиями.

В начале XIX в. были введены в строй две водные системы, соединившие Волгу в районе Рыбинска с Санкт-Петербургом: Мариинская – в 1808 году и Тихвино-Никольская – в 1811 году. С появлением этих водных путей в Рыбинском крае хлебная торговля и судоходство получили дальнейшее развитие. С каждым годом росло количество грузов, перевозимых через <Рыбинск >водным путем к Санкт-Петербургу.

Бурла́к — наёмный рабочий в России XVI— конца XIX веков, который, идя по берегу, тянул при помощи бечевы речное судно против течения. Основным типом судна, водимым бурлацким трудом, была расшива.

Бурлаки – колоритнейшая страница в истории Рыбинска. Бывалые люди безошибочно определяли пришлых людей по одежде, лаптям, головным уборам – кто из какой местности. Саратовских прозвали «чехонниками», казанских – «сиротами», нижегородцев – «водохлебами», а ярославцев – «аршинниками».

«Кроме мужчин в артели входили также и женщины. Были и полностью женские артели. И естественно, гнала их в эти артели, в бурлаки беспросветная женская доля», – рассказывает младший научный сотрудник сектора истории края Рыбинского музея-заповедника Жанна Кисина. Соответственно, и нагрузка разная: если у женщин на каждую 1000 пудов клади на судно ставилось по пять бурлачек, мужчин – только по трое. Тяжелой была бурлацкая лямка. Работать приходилось по 19 часов в сутки.

Вел артель «шишка» – опытный и сильный бурлак, который знал «сакму» (бурлацкую тропу). Он же затягивал обычный припев: «Сено-солома» – для поднятия бодрости и движения в ногу. За «шишкой» шли «подшишельные». Далее «ленивые» и так называемые «кабальные» рабочие, они тянули бечеву лишь за харчи, потому что растратили в пути весь заработок. А подгоняли «кабальных» в самом хвосте артели «добросовестные» бурлаки. Замыкал шеренгу «косной». Он следил, чтобы бечева ни за что не цеплялась. Одни впрягались в бурлацкую лямку из-за нужды, другие – просто продолжить династию. «Существовали и поколения бурлаков, – замечает Жанна Кисина, – но, к сожалению, данных об их потомках не сохранилось».

Страницы: 1 2 3

Особенности политического развития России в конце XIX – начале XX вв. Государственный строй
Российская империя к концу XIX –началу XX в. являлась абсолютной монархией. Император возглавлял все виды власти: законодательную, исполнительную и судебную. Императорские распоряжения во всех этих сферах носили характер законов. В то же ...

Деятельность на посту министра финансов
Итак, в феврале 1892 года С. Ю. Витте стал министром путей сообщения, а в августе того же года занял один из ключевых постов в высшей администрации, возглавив министерство финансов. Министерство финансов, которое возглавил Витте, предста ...

Казанский край в XVII в.
В XVII в. продолжается укрепление Русского государства на территории Ср. Поволжья. Усиливается проникновение сюда русских и освоение ее территорий. В XVII в. начали возрождаться торговые отношения татар со Ср.Азией, Ираном, Индией, Кавказ ...