История » Рыбинск - столица бурлаков » Характеристика труда бурлаков

Характеристика труда бурлаков
Страница 3

Одной из главных статей расходов для бурлаков были лапти. За одно лето они снашивали более двух десятков пар лаптей. Стоили они дорого. Бурлаки лапти экономили: где можно, например, по песку, по воде они шли босиком. Чтобы накопить за лето хоть немного денег для семьи, питались они простой и дешевой пищей. Обычным блюдом была «мурцовка»: крошили ржаной хлеб с луком, солили, сдабривали ложкой конопляного масла и заливали водой. Черного хлеба в день бурлак съедал до двух килограммов. Каша, например, пшенная, была лакомством. Преобладали среди бурлаков крестьяне. Они соглашались на столь изнурительную работу из-за нужды, малоземелья, плохих урожаев. Шли в бурлаки и бездомные люди, бродяги. Само слово «бурлак» произошло от искаженного татарского – «буйдак», то есть бездомный, почти «бомж».

В середине XIX века труд бурлаков постепенно заменяется машинной тягой. Некоторое время вместо перемещения судна бурлаками также использовался такой способ передвижения, как завоз якорей вверх по течению и подтягиванию к ним судна на лебёдке с конной или паровой тягой.

Ни одна река в мире не знала такого размаха бурлачества, как Волга. Главная причина этого - чисто физическая: почти на всей судоходной части реки скорость течения не слишком велика. Ниже мы покажем прямую связь скорости течения с физической нагрузкой, приходящейся на каждого бурлака.

Любой, желающий почувствовать себя «в шкуре» бурлака, должен сделать бурлацкую лямку - кожаный пояс длиной 3 аршина (213,36 см) и шириной 4 вершка (17,78 см) с концами, сшитыми вместе, перекинуть ее через блок, жестко закрепленный на опоре на уровне груди, и укрепить на другом конце груз массой 40 кг (вес 400 Н). Если перекинуть веревку через блок, надеть лямку на грудь и начать двигаться так, чтобы поднять груз, вы почувствуете примерно ту же нагрузку, которую испытывал бурлак. С учетом того, что рабочий день бурлаков длился от рассвета до заката (с небольшим перерывом), получается, что работать бурлаком было действительно трудно! Заметим, что основной вклад в сопротивление вносит течение реки, так что уменьшение скорости течения на 25% снижает нагрузку на 44%, а возрастание на столько же приводит к росту нагрузки на 56%.

К 20-м годам XIX века на Волге появились первые пароходы, которые постепенно заменяли бурлаков. Примечательно, что первый буксирный пароход на Волге начал свою жизнь в Рыбинске.

К 1870 году бурлаки на Волге практически исчезли.

Бурлакам посвящена известная картина «Бурлаки на Волге» Ильи Репина. Репин показывает ватагу бурлаков (11 человек), идущую «бичевой» по песчаной отмели в безветренный солнечный день. Ход «бичевой» начинался обычно выше устья Камы. Бичевой называлась прочная веревка толщиной 3 дюйма (7,5 см) и длиной порядка 100 саженей (214 м). Длина бичевы выбиралась так, чтобы можно было вести судно по достаточно глубокому месту. В то же время величина угла не должна была приводить к большим потерям совершаемой работы.

Рыбинский памятник бурлаку скульптора Леонида Писаревского – единственный в мире. Установлен он здесь не случайно. Еще два века назад в навигацию в волжском городке бурлаков собиралось до 170 тысяч человек. Поэтому уже в то время Рыбинск называли « столицей бурлаков».

Бурлак для моряков стал символом флотского братства. Поэтому в день окончания речного училища выпускники надевают на скульптуру тельняшку. А так как фигура бурлака очень большая, то и тельняшку шьют из трех обычных. Кстати, идею одевания монумента местные студенты позаимствовали у речников Петербуржского императорского морского корпуса, которые во второй половине XIX века впервые надели тельняшку на памятник Крузенштерну. Рыбинский обычай зародился в 1978 году. «Эта традиция связана с определенным суеверием моряков, – рассказывает один из зачинателей рыбинского одевания Алексей Конюхов. – Ведь после окончания училища, которое мы все очень любим, курсанты разъезжаются по всей стране от Калининграда до Владивостока. И хочется оставить какую-то память о себе, чтобы обязательно сюда вернуться».

Страницы: 1 2 3 

Из истории зарубежных экранопланов
В 1940 году американский инженер Д. Уорнер спроектировал аппарат, который назвал "компрессионным самолетом". В носовой части корпуса располагались два мощных вентилятора для подачи воздуха под днище экраноплана во время его вы ...

Манифест 17 октября
Воодушевленный царским приемом, новоявленный граф все усилия сосредоточил на борьбе с революцией, входившей с осени 1905 года в полосу своего высшего подъема. Вспыхнувшая со второй половины сентября стачка московских рабочих в те­чение пе ...

Работа коллегий
Сенат участвовал в назначении президентов и вице-президентов коллегий (при назначении президента учитывалось мнение императора). Кроме них, в состав новых органов входили: четыре советника, четыре асессора (заседателя), секретарь, актуари ...