История » Рыбинск - столица бурлаков » Характеристика труда бурлаков

Характеристика труда бурлаков
Страница 3

Одной из главных статей расходов для бурлаков были лапти. За одно лето они снашивали более двух десятков пар лаптей. Стоили они дорого. Бурлаки лапти экономили: где можно, например, по песку, по воде они шли босиком. Чтобы накопить за лето хоть немного денег для семьи, питались они простой и дешевой пищей. Обычным блюдом была «мурцовка»: крошили ржаной хлеб с луком, солили, сдабривали ложкой конопляного масла и заливали водой. Черного хлеба в день бурлак съедал до двух килограммов. Каша, например, пшенная, была лакомством. Преобладали среди бурлаков крестьяне. Они соглашались на столь изнурительную работу из-за нужды, малоземелья, плохих урожаев. Шли в бурлаки и бездомные люди, бродяги. Само слово «бурлак» произошло от искаженного татарского – «буйдак», то есть бездомный, почти «бомж».

В середине XIX века труд бурлаков постепенно заменяется машинной тягой. Некоторое время вместо перемещения судна бурлаками также использовался такой способ передвижения, как завоз якорей вверх по течению и подтягиванию к ним судна на лебёдке с конной или паровой тягой.

Ни одна река в мире не знала такого размаха бурлачества, как Волга. Главная причина этого - чисто физическая: почти на всей судоходной части реки скорость течения не слишком велика. Ниже мы покажем прямую связь скорости течения с физической нагрузкой, приходящейся на каждого бурлака.

Любой, желающий почувствовать себя «в шкуре» бурлака, должен сделать бурлацкую лямку - кожаный пояс длиной 3 аршина (213,36 см) и шириной 4 вершка (17,78 см) с концами, сшитыми вместе, перекинуть ее через блок, жестко закрепленный на опоре на уровне груди, и укрепить на другом конце груз массой 40 кг (вес 400 Н). Если перекинуть веревку через блок, надеть лямку на грудь и начать двигаться так, чтобы поднять груз, вы почувствуете примерно ту же нагрузку, которую испытывал бурлак. С учетом того, что рабочий день бурлаков длился от рассвета до заката (с небольшим перерывом), получается, что работать бурлаком было действительно трудно! Заметим, что основной вклад в сопротивление вносит течение реки, так что уменьшение скорости течения на 25% снижает нагрузку на 44%, а возрастание на столько же приводит к росту нагрузки на 56%.

К 20-м годам XIX века на Волге появились первые пароходы, которые постепенно заменяли бурлаков. Примечательно, что первый буксирный пароход на Волге начал свою жизнь в Рыбинске.

К 1870 году бурлаки на Волге практически исчезли.

Бурлакам посвящена известная картина «Бурлаки на Волге» Ильи Репина. Репин показывает ватагу бурлаков (11 человек), идущую «бичевой» по песчаной отмели в безветренный солнечный день. Ход «бичевой» начинался обычно выше устья Камы. Бичевой называлась прочная веревка толщиной 3 дюйма (7,5 см) и длиной порядка 100 саженей (214 м). Длина бичевы выбиралась так, чтобы можно было вести судно по достаточно глубокому месту. В то же время величина угла не должна была приводить к большим потерям совершаемой работы.

Рыбинский памятник бурлаку скульптора Леонида Писаревского – единственный в мире. Установлен он здесь не случайно. Еще два века назад в навигацию в волжском городке бурлаков собиралось до 170 тысяч человек. Поэтому уже в то время Рыбинск называли « столицей бурлаков».

Бурлак для моряков стал символом флотского братства. Поэтому в день окончания речного училища выпускники надевают на скульптуру тельняшку. А так как фигура бурлака очень большая, то и тельняшку шьют из трех обычных. Кстати, идею одевания монумента местные студенты позаимствовали у речников Петербуржского императорского морского корпуса, которые во второй половине XIX века впервые надели тельняшку на памятник Крузенштерну. Рыбинский обычай зародился в 1978 году. «Эта традиция связана с определенным суеверием моряков, – рассказывает один из зачинателей рыбинского одевания Алексей Конюхов. – Ведь после окончания училища, которое мы все очень любим, курсанты разъезжаются по всей стране от Калининграда до Владивостока. И хочется оставить какую-то память о себе, чтобы обязательно сюда вернуться».

Страницы: 1 2 3 

Земельная реформа Ивана IV Грозного
Судебник 1550 г., принятый при Иване IV в условиях политики социального компромисса, сохранил право перехода крестьян в Юрьев день, хотя служилые люди настойчиво требовали ликвидации этого права. Была лишь увеличена плата за «пожилое» и у ...

Политическое развитие
Причины победы Н. С. Хрущева. Маленков Г.М., Хрущев Н.С. сходились в том, что реализация программы Берия привела бы к "буржуазному перерождению" советского общества, которое было бы выгодно "Черчиллям, Тито и Эйзенхауэрам&q ...

САУ. Тяжелая самоходная установка СУ-152
В 1941 России обратила внимание на немецкие самоходки СтуГ III, которые обеспечивали поддержку пехоты. Военные быстро поняли, что им придется изобрести подобное оружие, и начали разрабатывать самоходки на базе своих танков. Шасси T-70 пос ...