История » Этамы возникновения древнерусского государства » Предпосылки возникновения древнерусского государства

Предпосылки возникновения древнерусского государства
Страница 3

По археологическим данным, существенной чертой обще­ственного строя славян 8—9 вв. является наличие уже по­всеместно сельской или территориальной общины как союза индивидуальных хозяев (малых семей), в собственности кото­рых находятся жилище, орудия труда, продукт труда обраба­тываемый участок земли. Небольшой размер жилища на 4—5 человек, размещение и размер хозяйственных построек, неболь­шой запас продуктов — все это свидетельствует об индивиду­альном характере хозяйства славян. Об этом же говорит факт сбора дани у славян с «дыма», то есть дома. Исходя из последующего развития крестьянской общины, можно предположить в славянской общине 8—9 вв. нали­чие коллективной собственности на землю, в известных случа­ях — коллективный труд и пережитки родового строя в быту, в правосознании и идеологии.

Частная собственность и основанный на ней индивиду­альный труд с неизбежностью вели к имущественному, а зна­чит, и социальному неравенству. Выделение из общины иму­щественной верхушки свидетельствовало об образовании эко­номически сильной группы, которая стремилась ослабить роль народного собрания и передать власть своим представителям.

Этот процесс нашел свое выражение в появлении к концу 9 — началу 10 в. богатых славянских погребений наряду с бед­ными, обнаруженных археологами в крупнейших славянских городах, и в образовании на территории славянских поселений обособленных укреплений — замков, где жили выделившиеся из общины представители экономически могущественной вер­хушки. Все эти явления отразились в замечательном памятнике древнерусского права — Древнейшей Русской Правде, запи­санной в 11 в. при Ярославе Мудром, но в своей основе относя­щейся к кануну образования Древнерусского государства.

Древнейшая Русская Правда рисует нам, несомненно, об­щество правящего слоя и остального населения, еще не осво­бодившееся до конца от оболочки родового строя. Существует еще такой важнейший институт родового строя, как кровная месть и круговая порука. Но родовые связи уже начинают заме­няться связями территориальными. Основная общественная орга­низация, с которой имеет дело Древнейшая Правда, — это «мир», территориальная сельская община (слово «мир» сохра­нило в русском языке значение территориальной сельской об­щины вплоть до 20 в.). Однако население этих «миров» уже перестало быть однородным по своему социальному составу[5].

Древнейшая Правда ярко отразила появление внутри сла­вянских «миров» привилегированного слоя. Основное внима­ние она уделяет защите интересов «мужей» — термин, которым в Древнейшей Правде обозначена социальная верхушка обще­ства славян. «Муж» тесно связан с общиной. Он живет «в своем миру». Но в противоположность рядовым общинникам «муж» не является человеком труда — земледельцем. Это преимущественно военный человек. Живет «муж» в «хоромах», окруженный многочисленной «челядью», которая работает на него.

Основную массу «челяди» составляют рабы, хотя в ее составе все больше появляется и нерабов из числа общинников, которые, разорившись, потеряли свою свободу и попали в зависимость от богатых «мужей». «Хоромы» были не только жилищем «му­жей», но и центром владений земель, лугов и различных уго­дий, на которые накладывал свою руку «муж», захватывая их у общины и превращая в свою наследственную частную собствен­ность — «отчину» (термин, от которого произошло слово «вот­чина» — обозначение феодальной земельной собственности в России). Вместе с ростом экономического богатства росла и политическая мощь «мужей». Возникновение имущественного неравенства у славян шло одновременно с образованием государства.

Страницы: 1 2 3 4

Дома.
27 мая 1994 Солженицын возвращается в Россию. Проехав страну от Дальнего Востока до Москвы, он активно включается в общественную жизнь. По-прежнему не допуская возможности сотрудничества с коммунистами, Солженицын решительно осуждает рефо ...

Отречение от престола.
Николай II окружал себя ничтожными людьми. Он увольнял в отставку людей способных инициативе, как, например, своего министра финансов Сергея Юльевича Витте, который провёл в России финансовую реформу. Так же он собирался отправить в отста ...

“Болгарский кризис” 1886-1887 гг.
В 1886 г., после объединения Княжества и Восточной Румелии, вопрос о взаимоотношениях с Россией как страной-покровительницей стал одним из узловых в политической жизни болгарского государства. При этом, замкнувшись на князе Александре I Б ...