История » Зарождение кубанских курганов

Зарождение кубанских курганов
Страница 4

По адыгейскому преданию в давние времена в горах жили племя карликов и великанов. Карлики не имели домов, и не было у них достаточно сил, чтобы построить себе жилища. Оттого подвергались они всяческим невзгодам бесприютной жизни: мокли под дождём, мёрзли, зимой их заспало снегом. Сжалились над ними великаны и решили построить для карликов дома. Великаны были настолько сильны, что каждый из них мог вырубить огромную плиту из камня и, взвалив её на плечи, принести её к месту постройки. Из четырёх таких плит, сложенных в виде квадратного ящика, составлялся дом, прикрывающийся сверху пятой плитой. Вместо двери, сообразно росту карликов, в передней плите великаны пробивали круглые отверстия, через которые карлики въезжали верхом на зайцах. И оттого адыги назвали дольмены "спыуна", что значит карликовые дома. Давно вымерло племя карликов, и нет уже великанов, а дома карликов ещё стоят. Такова легенда.

Русское население, появившееся на северо-западном Кавказе в 19 веке, называло дольмены "богатырскими хатками".

На самом же деле это погребальные сооружения, своего рода склепы, относящиеся в основном ко второй половине 3 - 2 тысячелетий до нашей эры, то есть имеющею 3 - , 4 - , 5 - тысячелетнюю давность. Они встречаются в одиночку или образуют значительные скопления, насчитывающие несколько сот. Как правило, дольмены расположены всегда на поверхности, но встречаются и врытые в землю - наполовину или полностью. В редких случаях дольмены находятся и под курганными насыпями.

Так, в 1936 году, близ станицы Саратовской при земляных работах под курганом был обнаружен дольмен, в котором находился человеческий скелет в скорченном положении, покрытый красной каской, и вместе с ним медные топор, тесло, браслет и глиняный сосудик. В 50-х годах настоящего столетия дольмен под небольшой курганной насыпью был открыт близ посёлка Красная Поляна.

Но наиболее интересные дольменообразные гробницы под курганами были раскопаны Н.И. Веселовским в конце прошлого столетия близ станицы Новосвободной (бывшая станица Царская), расположенной в горах, к югу Майкопа, на левом берегу реки Фарс. Недалеко от Новосвободной, восточнее станицы Абадзекской, находится знаменитая "Богатырская поляна", на которой было более 300 дольменов; южнее, близ станицы Даховской, в долине реки Белой на Дегуакской поляне в недавнем прошлом насчитывалось несколько сот, а небольшие группы их встречаются повсюду. Всё это говорит о том, что во 2 половине 3 - 2 тысячелетий до нашей эры район был густо заселён. К северу от Новосвободной, в 5 километрах от её центра, в урочище, известном у местных жителей под названием "Клады", на возвышенности, поросшей лесом, расположена группа курганов, начитывающая свыше 30 насыпей и дольменов.

Ещё в 1869 году бывшим атаманом Майкопского отдела полковником Н.Л. Каменевым в этой группе был раскопан один из курганов, в котором обнаружена каменная гробница одиннадцатигранной формы с конической крышей. В основании гробницы находилась массивная каменная плита в форме правильного круга, диаметром в 3 метра. В одной из боковых плит имелось квадратное отверстие, с наружной стороны закрытое каменной втулкой. В гробнице были найдены два глиняных горшка, два бронзовых копья, кольца и пращовый мраморный шарик. Эти предметы дают основание относить погребение к началу 2 тысячелетия до нашей эры.

В 1898 году профессором Н.И. Веселовским здесь уже раскопано два наиболее значительных кургана, содержавших дольменообразные гробницы с замечательными захоронениями. Оба кургана достигают высоты около 10 метров. Раскопки велись широкой глухой траншеей. В обоих курганах на уровне почвы обнаружены своеобразные дольмены, каждый их которых состоял их двух отделений. В первом кургане дольмен представлял собой каменный домик длиной свыше трёх метров с двумя комнатами и двускатной крышей. Крыша сооружена из двух длинных плит. Стены сложены тоже их плит, хорошо отёсанных и тщательно пригнанных. Толщина их неодинакова - от 18 до 27 сантиметров. Поперечной перегородкой дольмен разделялся на два отделения: большое и маленькое. В перегородке сделано четырёхугольное отверстие (40 х 44 сантиметра). Оно было заложено специально плотно пригнанной каменной плитой и заставлено ещё камнем. Исследователи считают, что такая тщательная заделка отверстия связана с религиозными представлениями людей, которые считали, что душа умершего не должна выходить из погребального сооружения, служившего ей вечным домом. Интересно отметить, что подобное четырёхугольное отверстие имеется у подземного дольмена, обнаруженного в недавнее время в посёлке Джубга, в то время как у большинства дольменов отверстия круглые или овальные. Продольные стенки этого сооружения состояли из двух плит, соответствующих размеру камер. Вес каждой плиты не менее 1,5 тонн, а все верней плиты, составлявшей только один скат крыши, 2,5 тонны. Пол в большой камере состоял из массивной каменной плиты, а в меньшей был земляной. В большой камере покойник был положен у западной стены, головой на юг, на правом боку, в скрюченном положении - как бы в позе заснувшего. После погребения покойник был густо усыпан суриком, а когда труп истлел, краска осела на кости скелета и окрасила их. Обряд этот был широко распространён у племён эпохи меди и бронзы юг Евразии. В могиле найдено большое количество различных предметов: украшений, оружия, орудий труда, а также глиняной и бронзовой посуды. Многие вещи сделаны из драгоценных металлов, полуценных камней, что указывает на особое положение, которое занимал умерший в роде. У головы покойника лежали: золотые серьги в виде тонких колец привесками из лазурита; золотые височные кольца; бусы золотые, серебряные, хрустальные, сердоликовые; золотая булавка в форме иглы, две серебряные булавки посоховидной формы с загнутыми верхними концами, в которых имеются отверстия. Около груди скелета лежали медные и бронзовые орудия и оружие: три долота, три тесла, нож, восемь небольших кинжальчиков, наконечник копья, два вилообразных орудия загнутыми концами и втулкой для укрепления деревянной рукоятки, служившие, по - видимому, для доставания мяса из больших котлов; третья такая же вилка самая маленькая, но и самая интересная. В верхней части ей расположены одна против другой две человеческие фигурки высотой 3-4 - сантиметра.Т.Б. Попова, занимавшаяся изучением новосвободненских дольменов, считает, что мастер-металлург изобразил двух борцов в боевой позиции. Кроме того, у скелета были найдены четыре бронзовых небольших топора, один из которых украшен орнаментом, состоящим из жемчужинок, идущих по обуху, и насечек по гребню обуха и боковым сторонам топорика, бронзовый черпак с длиной рукояткой для разливания жидкости. У противоположной, восточной стенки камеры стояли три котла из тонкой листовой меди, два маленьких сосудика в форме горшочка и пять глиняных горшков. В одном из сосудиков находились сердоликовые, хрустальные и серебряные бусы. В меньшем отделении дольмена лежали только вещи: пращовый шарик из белой пасты, шесть листовидной формы кремневых наконечников дротиков. Четыре глиняных сосуда, два каменных точильных бруска, пять четырёхугольных медных шильев и костяные бусы (121 штука), по форме имитирующие зубы оленя, и только четыре из них являются подвесками из подлинных зубов оленя.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Погребения
Появление духовной культуры как специфической области деятельности тесно связано с развитием мышления и самосознания. Поэтому появление ее мы можем с уверенностью связывать только с человеком разумным. Захоронения палеонтропов, зачатки и ...

Политические процессы в Казахстане
Уже в конце 1985 - начале 1986 гг. в Казахстане и Москве начала звучать критика в адрес руководства республики и лично против первого секретаря ЦК Д. Кунаева, которому в то время было около 75 лет. Все понимали необходимость смены правяще ...

Социальное деление и общественные отношения в исторических взглядах Джавахарлала Неру
В данном подразделе анализируется динамика взглядов Джавахарлала Неру на социализм, освещает социальная история в исследованиях Неру, а также особенности развития индийской социальной системы в изложении Неру. Несовпадающее развитие исто ...