История » Витте - биография » Деятельность на посту министра финансов

Деятельность на посту министра финансов
Страница 1

Итак, в феврале 1892 года С. Ю. Витте стал министром путей сообщения, а в августе того же года занял один из ключевых постов в высшей администрации, возглавив министерство финансов.

Министерство финансов, которое возглавил Витте, представ­ляло собой некий конгломерат ведомств. В руках министра сосредотачивалось управление не только финансами, но и промышленностью, торговлей, торговым мореплаванием, отчасти народным образованием, коммерческим и аграрным кредитом. Под его контролем фактически находилось министерство путей сообщения. Оказавшись на столь влиятельном посту, Витте дал волю распиравшей его энергии. Правда, в начале у него не было сколько-нибудь четкой экономической программы. До середины 80-х годов он смотрел на будущее русской экономики глазами убежденного славянофила. Его тревожила даже мама мысль о возможности развития капитализма в России по западноевропейскому образцу. Но постепенно он начинает руководствовался идеями «национальной экономии» в трактовке немецкого экономиста В. Листа, а также наследием своих предшественников К. Х. Буте, И. А. Вышнеградского – ученых с мировым именем.

Критическое осмысление идейно-теоретических постулатов системной модели развития экономики, в основе которой лежал принцип покровительства отечественной промышленности, анализ с этой точки зрения практики пореформенных десятилетий послужили отправным моментом для выработки Витте собственной концепции экономической политики. Главной его задачей стало создание самостоятельной национальной индустрии, защищенной на первых порах от иностранной конкуренции таможенным барьером, с сильной регулирующей ролью государства, что должно было в конечном итоге укрепить экономические и политические позиции России на международной арене.

Программа экономических преобразований была оформлена не в виде самостоятельного документа, как часть представление в государственный совет от 30 октября 1893 года «Об изменении штатов департамента торговли и мануфактур» Витте добивался увлечения в 1,5 раза числа чиновников департамента в надежде превратить его в активный орган для осуществления своих планов. Его надежды оправдались. В ноябре 1893 года Государственный совет одобрил представленный Витте документ, и Департамент торговли и мануфактур превратился в удин из активно действующих проводников провозглашенных Министерством Финансов политики прямой поддержки промышленных предприятий.

Уже в самом начале своего пребывания на посту министра финансов Витте объявил об использовании государственного вмешательства в жизнь страны как верного средства для преодоления отсталости.

В целом на этом этапе он попытался приспособить экономическую политику к общеполитической доктрине царствования Александра ІІІ с её курсом на отстаивание консервативных начал во всех сферах жизни страны, к укреплению и рассмотрению роли самодержавного государства.

Будучи долгое время убежденным анархистом-славянофилом С. Ю. Витте далеко не сразу смог осознать необходимость преобразования России по западным образцам. Однако, став министром, довольно быстро уверился в том, что ускоренное промышленное развитие страны – залог государственной устойчивости. Он уже не испытывал никаких страхов перед иностранными инвесторами, а в деле индустриализации России придавал огромное значение финансовым зарубежным центрам, так как внутренние источники ему представлялись недостаточными.

Став министром финансов, Витте получил в наследство российский бюджет с дефицитом в 74,3 миллиона рублей. Расходные статьи бюджета при активной политике по развитию промышленности быстро росли: с 1893 года но 1903 год они воз­росли почти вдвое — с 1040 до 2071 миллиона рублей. Первое время он носился с мыслью получить дополнительные средства просто за счет усиления работы печатного станка. Идея выпуска ничем не обеспеченных бумажных денег буквально вызвала па­нику среди финансистов. Новый министр скоро понял ошибоч­ность такого шага к оздоровлению бюджета. Теперь ликвидация дефицита связывалась им с повышением рентабельности про­мышленности и транспорта, пересмотром системы налогового обложения, с ростом прямых и особенно косвенных налогов.

Страницы: 1 2

Личная жизнь царя
По возвращении из Великого посольства Петр окончательно порвал с нелюбимой первой женой. Впоследствии он сошелся с пленной латышкой Мартой Скавронской (будущая императрица Екатерина I), с которой венчался в 1712. Она родила ему нескольких ...

Из истории зарубежных экранопланов
В 1940 году американский инженер Д. Уорнер спроектировал аппарат, который назвал "компрессионным самолетом". В носовой части корпуса располагались два мощных вентилятора для подачи воздуха под днище экраноплана во время его вы ...

Анализ причин распада СССР – Мифы и факты
Проанализировав вышеизложенные причины, я хочу предложить рассмотреть некоторые факты и мифы, которые могут доказать другую точку зрения, а именно ту, что СССР распасться было не суждено и была возможность претерпеть все преобразования бе ...