Политика Верховного тайного совета. Корректировка
петровских реформ.Страница 3
Однако показательно, что в вопросе сокращения штатов в первую очередь верховники обратили внимание на коллегии, т. е.
центральные, а не местные учреждения. Уже в июне 1726 г. они отмечали, что от их раздутых штатов "в жалованье происходит напрасной убыток, а в делах успеху не бывает"3. 13 июля члены совета подали императрице доклад, в котором, в частности, писали: "В таком множественном числе во управлении лучшаго успеху быть не может, ибо оные все в слушании дел за едино ухо почитаются, и не токмо, чтоб лучший способ был, но от многова разногласия в делах остановка и продолжение, а в жалованье напрасной убыток происходит"4.
По-видимому, почва для доклада была подготовлена заранее, ибо уже 16 июля на его основе появился именной указ, почти дословно повторявший аргументацию верховников: "В таком множайшем числе членов во управлении дел лучшего успеху не находится, но паче в разногласиях в делах остановка и помешательство происходит". Указ предписывал оставить в каждой коллегии лишь по президенту, вице-президенту, двум советникам и двум асессорам, да и тем велено было присутствовать в коллегии не всем одновременно, а только половине из них, сменяясь ежегодно. Соответственно, и жалованье предполагалось платить лишь находящимся в данный момент на службе. Таким образом, применительно к чиновникам была реализована мера, ранее предлагавшаяся для армии.
В связи с этой реформой А.Н. Филиппов писал, что "Совет весьма близко стоял к условиям тогдашней действительности и живо интересовался всеми сторонами управления . в этом случае он отметил . то, на что ему приходилось постоянно наталкиваться в деятельности коллегий". Однако принятое решение историк считал полумерой, которая "не могла иметь будущность". Верховники, полагал он, не озаботились изучением причин наблюдаемого ими порока, и сокращали число коллежских членов, "не решаясь ни отказаться прямо от коллегиальности, ни отстаивать петровскую реформу в целом". В том, что чрезмерность числа коллежских членов не была выдумкой верховников и что она действительно отрицательно сказывалась на оперативности принятия решений, Филиппов, безусловно, прав, однако его оценка реформы представляется чересчур резкой. Во-первых, то обстоятельство, что верховники не посягнули на принцип коллегиальности, указывает, с одной стороны, на то, что они не замахивались на петровскую реформу центрального управления как таковую, а с другой, -- вполне понятно, что отказ от этого принципа означал бы гораздо более радикальную ломку, которая в конкретных исторических условиях того времени могла бы иметь непредсказуемые последствия. Во-вторых, замечу, что собственно аргументация, связанная с неэффективностью работы коллегий и в докладе совета, и затем в указе была по существу лишь прикрытием, в то время как цель носила чисто финансовый характер. И наконец, нельзя забывать и о том, что худо-бедно коллегии просуществовали в России еще не один десяток лет после этого, в целом справляясь со своими функциями.
В конце 1726 г. верховники избавились еще от одной излишней, по их мнению, структуры: указом от 30 декабря были уничтожены вальдмейстерские конторы и сами должности вальдмейстеров, а смотрение за лесами было возложено на воевод. Указ отмечал, что "в народе от вальдмейстеров и лесных надзирателей великая тягость состоит", и пояснял, что вальдмейстеры живут за счет штрафов, взимаемых с населения, что, естественно, влечет значительные злоупотребления. Понятно, что принятое решение должно было способствовать ослаблению социальной напряженности и, видимо, как считали верховники, повышению платежеспособности населения. Между тем речь шла о смягчении петровского законодательства о заповедных лесах, в свою очередь связанного с вопросами содержания и строительства флота, Это была еще одна острая проблема, где петровское наследие впрямую сталкивалось с реальной жизнью. Строительство флота требовало больших финансовых вложений и привлечения значительных людских ресурсов. И то, и другое в условиях послепетровской России было крайне затруднено. Выше уже говорилось, что в первый после смерти Петра год строительство флота, несмотря ни на что, продолжалось. В феврале 1726 г. был издан именной указ о продолжении строительства судов в Брянске1. Однако впоследствии, уже в 1728 г., совет после долгих споров был вынужден прийти к решению не строить новых кораблей, но только содержать в исправности имеющиеся. Это произошло уже при Петре II, что нередко связывают с отсутствием у юного императора интереса к морским делам. Соответственно и верховников обвиняют в пренебрежении любимым детищем Петра Великого. Однако документы свидетельствуют, что данная мера, как и иные подобные, была вынужденной и диктовалась реальными экономическими условиями того времени, когда, кстати, Россия не вела никаких войн.
Место белого движения в общем противо-большевистском
потоке и его организационная структура
В целом можно выделить четыре наиболее боеспособных группы:
1) войска бывших союзников по первой мировой войне вместе с чехословацким корпусом, поднявшим восстание против большевиков летом 1918 г.;
2) казачество;
3) армии, организованн ...
Первоначальное устройство Каталанского герцогства
После победы при Кефиссе каталанцы смотрели на герцогство как на terra di conquista по тому же праву, на каком основывались их французские предшественники. Гибель Вальтера и его войска сделала всю страну беззащитной; выяснилось, что влады ...
Героическая оборона советских
войск на московском направлении
Ставка Верховного Главнокомандования с самого начала Великой Отечественной войны правильно оценила значение этого главнейшего стратегического направления. В решающих сражениях здесь участвовало 40% всех сил действующей советской армии. Ге ...