Политика Верховного тайного совета. Корректировка
петровских реформ.Страница 9
Вместе с тем стоит заметить, что, поскольку первый опыт сбора подушной подати был осуществлен лишь в 1724 г. и его результаты не могли быть известны главному вдохновителю податной реформы, верховники имели все основания судить о ней по первым результатам. А как люди, взявшие на себя ответственность за управление страной, они, более того, были обязаны принять решительные меры по исправлению положения. Анисимов полагает, что в действительности разорение страны не было вызвано чрезмерным размером подушной подати, а было следствием перенапряжения экономических сил в ходе многолетней Северной войны, роста числа и размеров косвенных налогов и повинностей. В этом он, несомненно, прав. Однако введение подушной подати, на первый взгляд, весьма умеренного размера, в таких условиях могло оказаться той каплей, после которой развитие ситуации перешло критическую черту, и те меры, которые стали предпринимать верховники, были действительно единствен-
но возможными для спасения положения. Причем замечу, что на радикальное снижение размера подушной подати они так и не пошли, справедливо полагая, что оно поставит под угрозу существование армии. В целом меры верховников следует признать вполне разумными: вывод воинских частей из сельской местности, освобождение жителей от обязанности строить полковые дворы, снижение размера подушной подати, прощение недоимок, варьирование в сборе податей деньгами и продуктами с введением на них фактически свободных цен, переложение взимания податей с крестьян на помещиков и управителей, сосредоточение сбора в одних руках — все это должно было способствовать снижению социальной напряженности и давало надежду на пополнение казны. Да и Комиссия о податях, во главе которой, кстати говоря, стоял Д.М. Голицын, т. е. представитель старой аристократии, находившейся, по мысли некоторых авторов, в оппозиции к петровским реформам, проработав несколько лет, так и не сумела предложить чего-либо взамен подушного обложения. Таким образом, как бы ни оценивать критику верховниками податной реформы, их реальные действия были направлены лишь на ее совершенствование, корректировку, приспособление к реальным условиям жизни.
Гораздо более радикальный характер имели преобразования,
осуществленные верховниками в системе управления страной, и некоторые из них могут действительно рассматриваться как контрреформаторские по отношению к петровским учреждениям. В первую очередь это относится к ликвидации надворных судов, создание которых было как бы первым шагом к реализации принципа разделения властей. Однако подобного рода теоретические рассуждения были, безусловно, чужды и незнакомы верховникам. Для них надворный суд был лишь одним из многочисленных учреждений, появившихся на местах в ходе петровских реформ. К тому же при отсутствии в стране профессионального юридического образования, а следовательно, и профессиональных юристов, при том, что само право еще не выделилось в качестве сферы самостоятельной общественной деятельности, существование надворных судов ни в коей мере обеспечить действительного разделения властей не могло. Забегая вперед, замечу, что и впоследствии, когда судебные учреждения были выделены в самостоятельные в ходе губернской реформы 1775 г., подлинного разделения властей все равно не получилось, ибо страна и общество были к нему попросту не готовы.1
Что же касается организации местного управления, то, оценивая деятельность верховников, надо помнить, что существовавшая в то время на местах система учреждений создавалсь Петром в течение долгого времени, и если ядро ее было создано параллельно с коллежской реформой, то одновременно оставалось немало различных учреждений, возникавших ранее, часто спонтанно и бессистемно! Завершение податной реформы и начало функционирования новой системы обложения неминуемо, даже если бы экономическое положение в стране являлось более благоприятным, должно было привести к изменениям в структуре органов власти на местах, и эти изменения, конечно, должны были быть направлены на упрощение системы в целом и повышение ее эффективности. Именно это и было осуществлено в 1726—1729 гг. Причем, обращает на себя внимание, что смысл осуществленных мероприятий сводился к дальнейшей централизации управления, к созданию четкой вертикали исполнительной власти и, следовательно, никак не противоречил и духу петровской реформы.
Нельзя не признать разумным и стремление верховников к удешевлению аппарата за счет его сокращения. Иное дело, что созданное или, вернее, воссозданное на местах воеводское управление по сравнению с петровскими учреждениями по форме было более архаично, однако функционировало оно теперь иначе, чем в допетровской России, хотя бы потому, что воевода подчинялся не приказу в Москве,, а губернатору, который, в свою очередь, был подотчетен органам центральной власти, организация которых была принципиально иной. Не следует пренебрегать и рассуждениями верховников о том, что населению легче было иметь дело с одним начальником, чем со многими. Конечно, и новые воеводы, как и их предшественники XVII в., ничем не брезговали, чтобы набить карманы, но уж для исправления этого зла действительно, как писал Соловьев, требовалось прежде всего исправить нравы, что было верховникам не под силу.
Реформа местного управления.
Реформа местного управления проводилась с целью укрепления власти дворянства путём создания на местах бюрократических учреждений с наделением их широкими полномочиями. Старое дробное деление страны на уезды, подчинённые непосредственно пр ...
Общественное развитие Кореи в конце XVIII — начале XIX в
В конце XVIII в. в общественной жизни и общественной мысли Кореи обозначились новые явления. В конечном счете, они были связаны с теми экономическими сдвигами, которые имели место в стране в течение XVII-XVIII вв. Несмотря на тормозящую р ...
Правление царя Симеона (893-927)
Новый болгарский правитель отличался образованностью, энергичным характером и упорством в решении поставленных задач. В молодости Симеон десять лет провел в Константинополе, где получил прекрасное образование, изучил византийские законы, ...