История » Игры в жизни османов » Церемонии религиозного характера

Церемонии религиозного характера

Как мы уже имели возможность подчеркнуть, население каждый год участвует в двух больших религиозных празднествах: «праздниксладостей» (шекер байрам), отмечаемый в конце месяца рамадана, и «день жертвоприношений» (курбан байрам). На протяжении семи дней, пока длятся эти два праздника, люди спокойно прогуливаются, обедают на лоне природы, посещают родственников. Улицы, обычно тихие по вечерам, заполняются массой людей, которые все едят и пьют под аккомпанемент повсюду играющей музыки: «за несколько минут турецкий город становится монстром в сто тысяч ртов, который заглатывает и пожирает», писал Теофиль Готье в XIX в.

Паломничество дает иные возможности для публичных празднеств. Отправление султанского каравана (махмал) и паломников в Мекку 12-го раджаби их возвращение на третьем месяце года празднуются всенародно. По возвращении каравана из странствия, например, украшаются дома, двери домов паломников окрашиваются в зеленый цвет, и каждый ищет у них благословения и заступничества.

Религиозный характер носят, по крайней мере в начале, и большие праздники, организуемые профессиональными сообществами и гильдиями. Они часто длятся по нескольку дней. Члены корпораций находят в этом возможность не только встретиться между собой, но и представить прохожим, посетителям и зевакам свою продукцию или привезенные товары.

Существуют также немусульманские праздники, не оставляющие безразличными другие сообщества. Эти торжества, связанные, как правило, с сезонными обрядами, служат для всех поводом для развлечений.

Наконец, в Стамбуле каждую неделю население присутствует на селамлик алайи — торжественный выезд кортежа султана, отправляющегося на пятничную молитву в Айя (Святую) Софию, старую византийскую базилику, превращенную в мечеть, или, с XVII в., в «Голубую мечеть» султана Ахмеда. Это всегда красочное зрелище. В этот день султан появляется из своего дворца верхом на лошади, с плюмажем на голове, окруженный придворной свитой, пажами в красивых красных ливреях, солдатами с луками и стрелами — символами власти. Султана сопровождают самые важные визири. Это еженедельное шествие является политическим актом наибольшей важности, поскольку, появляясь перед подданными и иностранцами, султан свидетельствует, что он жив и что по-прежнему связан с народом. Он, таким образом развеивает подозрения и самые дурные слухи (насильственная смерть, заговор и т.д.), гарантируя стабильность империи.

Подготовка и особенности организации реформы 1861 г. в Беларуси. Отмена крепостного права
Две главные причины обусловили отмену крепостного права в России: существование крепостничества сдерживало экономическое развитие государства; возрастание антикрепостного движения, прежде всего среди крестьянства, угрожало мощным социальн ...

Переход к приказно-воеводскому управлению
После смерти Ивана IV о воеводском управлении "вспомнили" и стали широко использовать, назначая воевод из числа бояр, детей боярских и дворян с целью, так сказать, "покормиться". При царе Михаиле Романове потребность ...

Псковская судная грамота. Возникновение Псковской Судной Грамоты.
Основным источником права в Новгороде и Пскове первое время являлась Русская Правда, данная Новгороду Ярославом Мудрым и дополненная позже его потомками. Но Русская Правда, написанная еще в первой половине XI в., не могла удовлетворить вс ...